Книга покаяния
17 июля – день мученической кончины святой Царской семьи:
Государя Николая Второго, Царицы Александры Феодоровны,
Царевича Алексия и Царевен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии
Вопрошает совесть, как священник,
Обличает Мученика тень...
Неужели, Боже, нет прощенья
Нам за этот сумасшедший день?!
А. Несмелов
] Одни убили, другие одобряли убийство и тем совершили не меньший грех, третьи не помешали. Все виновны, и поистине мы должны сказать: «Кровь его на нас и на чадех наших» (Мф. 27. 25). Измена, предательство, нарушение присяги на верность Царю Михаилу Феодоровичу и его наследникам без обозначения их имен, пассивность и окаменение, нечувствие – вот из чего русский народ сплел венок, которым увенчал своего Царя... Но будем помнить, что это злодеяние всего народа совершено в день св. Андрея Критского, зовущего нас к глубокому покаянию. Будем помнить, что нет предела милости Божией и нет такого греха, которого нельзя омыть покаянием. Но покаяние наше должно быть полное, без всякого самооправдания, без оговорок, с осуждением себя и всего злого дела с самого его начала...
Святитель Иоанн, Шанхайский чудотворец
«Нас объединяет то, что выше разногласий...»
17 мая 2007 года, в торжественный праздник Вознесения Господня, состоялось историческое подписание Акта о каноническом общении РПЦ МП и РПЦЗ. Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Лавр отметил: «Я не хотел бы давать каких-либо оценок, просто я уверен, что подписание Акта о каноническом общении служит благу и Православия, и самой России, и той части русских людей, которые находятся за рубежами Отечества. Мы на это уповаем. В этом Божия воля и Его сила. В Церкви любое объединение - это исполнение завета Господа: "Да все едины будут". Наш долг - крепить всеправославное единство...».
На торжество прибыло множество делегаций РПЦЗ из стран русского рассеяния. В некоторых храмах РПЦ были вывешены объявления: «Кто из прихожан может принять в своем доме гостей РПЦЗ, прибывающих на торжества, просим оставить свой адрес и телефон». Общение русских людей, наконец-то объединившихся, было одной их самых больших радостей этих дней.
19 мая 2007 года состоялось освящение храма в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Российских, построенного на Бутовском полигоне - месте мученической кончины десятков тысяч репрессированных людей, священнослужителей и православных мирян. На колокольне новоосвященного храма установлены колокола с изображением ликов новомучеников и исповедников Российских, в том числе и святой Царской семьи. Святейший Патриарх Алексий ІІ подчеркнул, что «в течение последних лет и тех, кто находился в России, и тех, кто оказался в эмиграции, объединяло то, что было выше разногласий, - молитва к новомученикам и исповедникам Российским».
После Москвы делегация РПЦЗ во главе с Митрополитом Лавром совершила поездку на Украину, в Киев и Почаев. Из интервью Владыки Лавра: «Почаев нам близок потому, что мы считаем себя типографским братством преподобного Иова Почаевского, которое бывший почаевский инок архимандрит Виталий (Максименко) создавал в 1923 году в Закарпатье, в русинских землях на территории нынешней Словакии, где я родился. Это недалеко от Почаева».
«Митрополит Лавр (Василий Михайлович Шкурла) происходит из карпатороссов - древнего народа карпатской Руси... Владыка Лавр родился 1 января 1928 года в Словакии в Ладомирово, где архимандритом Виталием (Максименко), бывшим наместником Успенской Почаевской Лавры, был основан монастырь во имя преподобного Иова Почаевского и возрождено знаменитое Почаевское типографское братство. Рано лишившийся матери, будущий Митрополит вырос при монастыре, одиннадцатилетним отроком вступил в братство, трудился на монастырских послушаниях» (В.Анисимов).
Делегация РПЦЗ посетила Глинскую пустынь, Киево-Печерскую Лавру, киевские обители: Пантелеимоновский женский монастырь в Феофании, Свято-Троицкий Ионинский монастырь, Покровский женский монастырь, а также Корецкий монастырь в Ровенской области и Успенскую Почаевскую Лавру.
В.Анисимов: «Было замечено, что при посещении храмов Митрополит Лавр углублялся в себя, подолгу задумчиво смотрел на горящую свечу, вспоминая и поминая всех, кто мечтал и не смог возвратиться на возрожденную православную родину – служить и молиться у ее святынь».
Почитание Царской семьи в русском зарубежье
...Всенародные панихиды по Царской семье в день ее убиения совершались по всему русскому зарубежью - во всех странах русского рассеяния, во всех посещаемых русскими людьми храмах. Живы еще люди, которые за всю свою жизнь не пропустили ни одной панихиды по мученически убиенной Царской семье. В Бозе почивший Владыка Иоанн (Шанхайский) после народной панихиды обычно оставался в храме и молился всю ночь, памятуя, что Царская семья претерпела свои страдания именно ночью.
Храмы-памятники воздвигались во всех частях света. На первом месте среди них стоит храм святого праведного Иова Многострадального, построенный в Брюсселе в память венценосных мучеников Государя Императора Николая II и его Августейшей семьи, а также всех русских людей, замученных и убиенных в великой народной смуте. Величественный храм-памятник во имя святителя Николая Чудотворца, небесного покровителя Государя Императора, был выстроен в Шанхае и занимал в архитектурном и художественном отношении выдающееся место среди русских церквей за границей.
В Америке храм-памятник Царской семьи находится в Сан-Франциско - это храм Казанской иконы Божией Матери. Драгоценнейшее наследие зарубежной Руси - прекрасный портрет Государя Императора во весь рост, полотно от потолка до пола - находится в зале при кафедральном соборе Всех скорбящих Радости в г. Сан-Франциско. Усердиями сестричества собора и талантом художника В.С.Задорожного портрет был реставрирован и теперь является русской гордостью и музейной редкостью.
В лето от Рождества Христова 1981 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей, под председательством Высокопреосвященнейшего митрополита Филарета, разработал чин прославления и постановил торжественно прославить всех новомучеников и исповедников Церкви Российския.
Утром 18/31 октября 1981 года была совершена последняя заупокойная Литургия по новомученикам и исповедникам Российским. Вечером последняя панихида и всенощное бдение, в сослужении всех иерархов Архиерейского Собора, с торжественным чином прославления вновь явленных Божиих угодников Российских - лития, полиелей с чином перенесения мощей святых преподобномучениц княгини Елизаветы и инокини Варвары, открытие иконы Новомучеников и пение величания Царственным мученикам, святителям, монашествующим и мирянам, за веру Христову мученический венец принявшим.
Трагедия Царской семьи как бы заклятием легла на Русскую землю, являясь предтечей длинного крестного пути России, гибели десятков миллионов ее сыновей и дочерей. Прославление Царственных мучеников указывает путь к покаянию, к снятию всеобщего греха цареубийства. И проста будет наша сердечная молитва: «Святый Царю-мучениче и страстотерпче Николае со всеми новомучениками, молите Бога о земле Русской и о нас, грешных»
Т.А.Ступина
По материалам сайта «Русский инок»
Царский крестный ход в Киеве
Крестным ходом отметили в Киеве день рождения Царя - святого мученика и страстотерпца. Несколько сот православных верующих Украины прошли крестным ходом по центральным улицам Киева в честь 137-й годовщины со дня рождения последнего Царя Российской империи Николая II, который в марте 1917 г. в результате заговора был незаконно отстранен от власти, а в июле 1918 г. зверски расстрелян вместе со своей семьей.
Участники крестного хода прошли по царским местам Киева - матери городов русских, колыбели русского Православия. Это, во-первых, Мариинский дворец - летняя царская резиденция, что возле Верховной Рады, которую начал строить Петр I, а завершила строительство его дочь Елизавета Петровна, по проекту известного архитектора Растрелли. Затем крестный ход спустился на нынешнюю Европейскую площадь, которая до революции 1917 г. называлась Царской. Тогда на этой площади возле нынешней филармонии стоял памятник царю-освободителю Александру II.
Далее крестный ход поднялся по улице Трехсвятительской, прошел, миновав Владимирскую горку, памятники крестителям Руси - равноапостольным великому князю Владимиру и его матери великой княгине Ольге. Завершился крестный ход на площади возле святой Софии, где с участием нескольких священников канонической Православной Церкви был прочитан акафист святым Царственным мученикам и отслужен чин покаяния русского народа в грехе цареотступничества.
Число участников царских крестных ходов, приезжающих в Киев из разных регионов Украины, постоянно возрастает. Это говорит о большом почитании святых Царственных мучеников православными верующими Украины, которые считают себя частью великого единого русского народа. Для них наиболее приемлемой формой власти является власть православного царя. Ведь Помазанник Божий, благословленный на царство Святой Православной Церковью, будет
рассматривать свою государственную власть как долг служения перед Богом своему народу. При этом главной задачей православного государя является не только обеспечение достойных социально-экономических условий для всех его подданных, не только защита государства от внешнего посягательства, но, в первую очередь, - создание наилучших условий для осуществления спасительной миссии Православной Церкви в обществе.
Ю.Н. Егоров,
председатель Всеукраинского православного братства Александра Невского,
председатель общественного объединения «Православный выбор»
Форум издательства «Русская идея»
и движения «ЖБСИ» (сайт «Русская идея»)
Публикуется в сокращении
Россия и Украина: чудо радужных венцов
] 19 мая в Киеве, Одессе и других городах Украины состоялись крестные ходы в честь дня рождения святого Царя-
мученика Николая Второго.
Организаторы крестного хода в Киеве - Союз православных братств Украины и Православное братство Александра Невского; в Одессе - Союз Черноморских верных казаков и газета «Новороссийский курьер».
В Киеве, по свидетельству очевидцев, перед самым началом крестного хода на небе появился нимб в виде радуги вокруг солнца. Такое же явление было на крестном ходе в Киеве две недели назад, 5 мая 2007 г., в тот день также замироточила икона святого Георгия Победоносца.
Такое же небесное знамение произошло 19 мая 2007 года и в п. Тайнинском: перед началом проведения всенародного покаяния у памятника Царю-мученику Николаю II длительное время можно было наблюдать радужные диски (три венца) вокруг солнца. Ревнители всенародного покаяния выступили с кратким обращением: «Дорогие православные России, Украины и Белоруссии, через всенародное покаяние перед лицом внешней и внутренней опасности для Православия и государства мы должны объединиться во имя спасения Церкви и Отечества. И Господь Бог смилуется и ниспошлет православного Царя для преодоления смуты в нашей Отчизне, как это было 400 лет назад. Ибо в православном государстве правителем может быть только православный Царь – Помазанник Божий...»
По материалам сайта
«Чин всенародного покаяния»
Почта «Книги покаяния»
Дорогие братья и сестры! Писем в «Книгу покаяния» приходит очень много, поэтому мы вынуждены давать лишь краткие фрагменты из них, за что просим прощения у всех читателей.
В «Книгу покаяния» обращаются православные верующие из Полтавской области:
- Мы, православные верующие г. Карловка Полтавской области, благодарим редакцию журнала за рубрику «Книга покаяния».
Мы раскаиваемся за своих дедов и отцов, нарушивших клятву Соборной присяги 1613 года на верность царскому роду и царской власти и не защитивших своего Царя–батюшку Николая Второго от иуд... Каемся мы и за себя, что долгие годы не осознавали греха клятвопреступления, не осуждали бунт против Помазанника Божия в феврале 1917 года, не сокрушались о безгласном попустительстве нашими предками цареубийства. Мы верили клевете на Царя, поклонялись идолу Ленина, были октябрятами, пионерами, комсомольцами, некоторые - коммунистами. Ходили на демонстрации, пели гимн: «Вставай, проклятьем заклейменный...», бездумно служили безбожной власти.
Прости нас, милосердный Господи! Прости нас, святая Царская семья! Простите и все те, кто остался верным Царю и отдал за это свои жизни...И молите Господа, чтобы сохранил нашу единую Русь и веру православную! (К письму прилагается 68 подписей.)
Пишет р.Б. Леонид (с. Голозубинцы Хмельницкой обл.):
- Я, вся моя семья, родные и друзья поддерживаем авторов писем из почты «Книги покаяния» и молим Господа нашего Иисуса Христа о прощении грехов наших предков и нас, грешных, молим о прощении за большой грех - злодейское убиение Царя-батюшки Николая Второго и его Августейшей семьи.
Несколько слов хочется написать о своих родственниках, которые воспитывались и трудились при Царе–батюшке. Ходили в школу, где с первого класса детей воспитывали в духовном направлении. Отец закончил 4 класса и свободно читал церковные книги на церковнославянском языке. Он ходил в церковь и пел в церковном хоре. Жили как все крестьяне, семья была большая -
4 сына, 2 дочери (один сын умер в 30-х годах). Дети учились в советской школе, а дома воспитывались в духовном направлении. В настоящий момент я и моя сестра Лиза поем в церковном хоре, как и отец.
Бабушка моей жены, Галина, и ее семья были раскулачены в 30-х годах из-за предательства ее родственника, у которого было 8 га земли, лошадь и скот, а у бабушки всего 1,5 га. Их выгнали на улицу, а все хозяйство и дом продали. Дядю Антона, как и других так называемых кулаков, расстреляли на площади возле церкви в присутствии массы людей. Дядя Петр был расстрелян по предательству так называемой «тройки», сказавшей, что он борец за свободную Украину. Позже жена его Анна и брат ее Михаил были посажены в тюрьму на 10-12 лет также по доносу «тройки»...
В «Книгу покаяния» обращается р.Б. Людмила С. (г. Славянск Донецкой области):
- Хочу покаяться Царственным мученикам за себя и весь мой род. Отец мой Иосиф был убит во время войны, коммунист, умер без покаяния. А также мама Александра, бабушка Пелагея, дедушка Афанасий, прадед Павел, прабабушка Иустина - все родные - умерли без покаяния. Я слезно каюсь за себя и за них - в чем согрешили мы перед святыми Царственными мучениками.
Я училась в школе в послевоенное время и нам преподавали ложь о Царской семье. Помню, что я часто спорила со своей верующей бабушкой, пытаясь доказать ей ту неправду и клевету, которую слышала в школе и которой верила... Даже говорила, безумная: правильно сделали, что их убили... Мне очень стыдно и больно сейчас за свои слова.
Бабушка рассказывала мне, что у них дома хранилась большая красивая картина с изображением Царской семьи. Во время коллективизации бабушка бежала с малолетними детьми на Донбасс, и картина пропала. День моего рождения – 17 июля, день мученической кончины Царственных страдальцев. Этот день я оплакиваю...
Святые Царственные мученики, простите нас, простите меня, моих родителей и родных. Никто не защитил вас от убийц, вы приняли мученическую смерь за нас, грешных. Молите, родные, милосердного Господа о спасении Святой Руси и нас, грешных!...
Из письма в «Книгу покаяния» православных верующих Полтавской области:
- Обращаются к вам р.Б. Зоя и р.Б. Нина из Кременчугского района Полтавской области. Мы очень обрадовались, узнав, что в вашем журнале есть такая рубрика. Прожив всю жизнь без Бога, во лжи, только сейчас, прийдя к вере, узнали всю правду о нашем Царе Николае Втором и его семье. И ужаснулись страшному злодеянию. Этот тяжкий грех на всех нас - на наших детях, внуках и правнуках.
Всколыхнулись наши сердца...На исповеди каялись в этом грехе, но священник сказал, что этот грех нас не касается. После исповеди на сердце было неспокойно. И не к кому было обратиться. Слава Богу, в вашем журнале мы узнаем, что все-таки есть куда...
Простите нас, святые Царственные мученики, принявшие смерть за грехи всего народа, простите нас и усопших родителей наших и сродников, которые сами уже не могут покаяться: Андрея, Анну, Егора, Анну, Иоанна, Агафию, Зинаиду, Владимира, Петра, Василия, Александру, Наума, Акулину, Зинаиду, Александра, Владимира, Иоанна, Аркадия, Николая, Екатерину, Татьяну, Евфросинию, Марфу, Зинаиду, Василия, Николая, Елену, Анастасию, Нину... (К письму прилагается 45 подписей.)
В рубрику обращается р.Б. Татиана В. (г. Харьков):
- Пишет вам православная семья из Харькова. Мы с мужем Владиславом рождены в начале 50-х годов, в школе учились в 60-х годах, когда особенно «процветал» коммунистический дух. Нас, конечно же, учили, что царизм – это нищета, голод, страдания и т.д. О Боге в школе нам рассказывали такие небылицы, что и писать об этом не хочется. Пока мы пришли к вере Христовой, немало пришлось испытать ужасов, многое пережить. Но слава Богу за все, Господь привел к вере.
Многие просто не понимают, что испытаниями Бог ведет человека ко спасению, и люди ропщут, унывают.
Когда у нас в семье происходят какие-либо неприятности, скорби, искушения, мне на ум часто приходит наш Государь Николай Второй. Жизнь Царской семьи для меня – колоссальный пример во всем. Дай, Господи, и нам, живущим сейчас, столько выдержки, мужества, такой крепкой веры и терпения в наше сложное время.
Каемся перед Царственными мучениками за весь наш род и за нас, грешных - Владислава, Татиану, Валерия, Игоря, Тамару. Простите нас за нерадение наше, за то, что в советские времена вступали и в октябрята, и в пионеры, и в комсомол. Я была даже коммунисткой и комсоргом фабрики, тем самым поддерживая взгляды и идеологию, противные Богу и Царю. У моего мужа один дедушка во времена революции был комиссаром, другой – прокурором. Люди того поколения почти все умерли без покаяния. Как это страшно! Надеемся и верим, что наши покаянные молитвы им как-то помогут. С искренней любовью и покаянной мольбой семья Васильевых и род Островских.
Из письма р.Б. Ольги К. (г. Харьков):
- Я и моя сестра Евгения с детства воспитывались учителями-атеистами. Первая учительница у нас была одна, хотя мы разного возраста (сестра старше меня на 2,5 года). В классе висел портрет Ленина, и мы называли его «дедушкой», а «царь был плохой, особенно его сын Алексей».
Мы были детьми и искренне в это верили. Но обе были крещены своей прабабушкой Евгенией, которая умерла в 92 года. Из ее уст мы узнали о том, как все были недовольны революцией и как всех гнали на «войну». Бабушка скорбела, что Царя и его семью убили, а Ленина называла антихристом. Это она привила нам правильное отношение к Богу, потому что рассказывала о Нем так, как-будто сама Его видела. Такая у нее была вера.
Бабушка давно умерла, и надеемся, что она сейчас в раю. Нам с сестрой очень жаль, что наш прадед все-таки пошел на эту «войну», а не умер как верующий. Мы с сестрой очень скорбим о Царе, приносим свое правнучковое покаяние за прадеда и других родственников, которые, возможно, были причастны к революции. Много читали о Царе и хотим, чтобы он снова был... Всемилостивый Господи, верни нам Царя!...
В «Книгу покаяния» пишет р.Б. Любовь П. (п. Высокий Харьковской области):
- Прошу вас внести и наши имена в «Книгу покаяния» - р.Б. Сергия, р.Б. Любови и моих усопших родителей Константина и Серафимы, умерших без покаяния.
Два года назад мы с паломнической группой ездили на покаянный чин в Тайнинское. Погода была пасмурная, везде стояли лужи, но во время покаянного молебна выглянуло солнышко и в нем явно отобразилась зажженная свеча, в душе ощущались радость и избавление. После молебна священник прочитал проповедь о том, что если человек искренне просит прощения, то Господь прощает грехи против Царя всему роду.
Возле памятника было очень много цветов. Мысленно я попросила Царя-батюшку подарить мне несколько живых гвоздик, чтобы отдать их тем, кто не имеет возможности приехать сюда. Попросила об этом послушника, и он с радостью дал мне цветы. На обратном пути, уже недалеко от г. Харькова, после бессонной ночи в автобусе у меня неожиданно сомкнулись веки и я отключилась. И вижу, что сижу в автобусе, рядом те же люди сидят, я смотрю в окно и вдруг вижу необычную открытую легковую машину, а из нее мне машут покойные папа и мама – такие красивые, молодые, радостные, благодарные, приехали меня встретить из поездки.
Я расценила это как явное знамение к тому, что Господь облегчил греховную тяготу моим родителям. Каждому нужно принести свое покаяние, чтобы помочь и себе, и своим родным, чтобы открылся путь спасения нашего будущего...
Из письма в рубрику р.Б. Анны З. (г. Черновцы):
- Дорогая редакция! Всецело поддерживаю начавшееся движение всеобщего покаяния нашего народа перед святой Царской семьей. На исповеди и я каялась в причастности к этому страшному греху цареубийства, но чувство вины не покидает, ибо пришлось пройти через «октябрята – пионеры – комсомол», поработать в школе пионервожатой, а позже и в райкоме партии...
А ведь могло бы быть иначе, если бы я повнимательнее всмотрелась в жизнь своих дедов. Дед Антон (по матери) служил в армии Царя Николая Второго, проживал с бабушкой и тремя детьми в Центральной России, потом – в Петербурге, далее – в Севастополе. Помню, бабушка рассказывала, как в Крыму они видели приезд Царского семейства. После революции царская армия была расформирована, а в большевистскую армию дедушка не пошел и вернулся на родину, в Черновицкую область. Вскоре от сердечного приступа он умер.
Второго деда, Михаила, (по отцу) революционно-коммунистическая система также раскулачивала, готовила к ссылке в Сибирь, но с Божией помощью этого не произошло.
Вот и согрешила я перед Богом, перед святыми Царственными мучениками и перед своими дедушками.
В «Книгу покаяния» пишет р.Б.Валентина К. (г. Мироновка Киевской области):
- Слезно каюсь и прошу Бога и Царскую семью о прощении нас, грешных рабов Божиих – Валентины, Алексия, детей, внуков, правнука, а также отца моего покойного Ефима. Он был учителем математики, и в этом году исполнится 20 лет, как он умер без покаяния.
Как же тяжело он умирал, никак не могла отойти душа его... Он все к стене поворачивался и искал там выход.
С утра еще разговаривал, всех узнавал, к обеду стал говорить с умершими родственниками, а к вечеру так его что-то мучило, так он страдал и все по стенке руками что-то искал. Ведь он хотел быть священником, а стал учителем. В те страшные годы, когда даже перед покойником запрещали нести икону, стать священником было непросто.
Прочитала письма из почты «Книги покаяния» и уже несколько дней покоя нет. После крестного хода у нас появились «Молитвы от страха перед грядущими страшными бедами», которые благословил читать старец Николай Гурьянов. Мы в семье читаем их каждый вечер (в 21 час по Киеву), заканчиваются они такими словами: «Помяни, Господи, убиенную Царскую семью и их святыми молитвами помилуй нас, грешных».
Из письма р.Б. Татианы К. (г. Запорожье):
- Мир вам, дорогие о Господе братья и сестры! Пишет вам грешная раба Татиана с чадом Максимом. Хотела написать давно, но суета и душевная лень помешали. Я почти 8 лет ухаживала за инвалидом первой группы Шумило Иваном Ивановичем. Ваня тоже, вместе со мной и двумя сестрами по вере Леньшиной Анастасией Павловной и Бойко Людмилой Николаевной, хотел написать в «Книгу покаяния», но не успел, отошел в вечность 5 января 2007 года. И я очень хочу и за него также принести покаяние перед Богом и Царской семьей.
Святые Царственные страстотерпцы, простите нас, наших дедов, прадедов, отцов, матерей за равнодушие, за богоотступничество. На коленях и со слезами приносим вам наше покаяние.
Из письма р.Б. Любови М. (г. Владимир-Волынский):
- 17 сентября 2005 года мне посчастливилось побывать на покаянном чине в Тайнинском, у памятника Царю-мученику Николаю Второму. Перед поездкой у меня неожиданно разболелся зуб под коронкой, образовался нарыв. Помолившись Царю Николаю, я не пошла к врачу, и на следующее утро у меня почти все прошло. Так Господь по молитвам Царя-батюшки помог мне принести покаяние.
С Украины нас было 7 человек, из Бреста – 40 человек. Сначала мы побывали в Москве у мощей матушки Матроны в Покровском монастыре. Приложились к мощам, взяли маслица, водички и к 10 часам прибыли на покаяние в Тайнинское. Там собралось очень много паломников со всей России, с Молдовы, Крыма, Белоруссии.
Пережитые чувства во время покаянного чина трудно передать, все стояли на коленях и плакали, слушая громко произносимые грехи и молясь: «Прости нас, милосердный Господи!» Пошел мелкий дождик (словно природа заплакала), но никто не обращал внимания, все молились. А в конце выглянуло солнышко и заиграло, как на Пасху. Было очень много священников и несколько тысяч людей, над каждым была прочитана разрешительная молитва.
После покаяния я чувствовала себя облегченной, хотелось летать. К вечеру приехали в Боголюбово, ночевали в храме, наутро – Литургия и Святое Причастие...
Прошло уже много времени с тех пор, а у меня, когда вспоминаю эту поездку, всякий раз наворачиваются слезы. Так хочется, чтобы все покаялись, всех жалко. В Боголюбском монастыре я купила книги «Чин всенародного покаяния» и дарю их знакомым, в том числе и священникам, так хочется, чтобы батюшки на своих приходах проводили покаянный чин...
В «Книгу покаяния» обратились также православные верующие п. Иршанск Житомирской области: «Мало кто пока осознает, что произошло в те страшные годы...Нам прививали ненависть к царской России и к Царской семье, а теперь мы видим, как беззаконные правители хозяйничают на нашей земле, веру православную изживают, души наши антихристу продают. К большому сожалению, многие священники об этом молчат, а ведь в лице Царя мы убили нашу родину и наше православное будущее.
Прости нас всех, милосердный Господи, живых и мертвых, и все наши роды, и детей наших - за этот грех, и сними с нас проклятие... Может быть, Бог даст, и священники будут проводить у нас покаянные молебны с крестными ходами, которые так сегодня необходимы! Вразуми и спаси нас всех, Господи!»
(Прилагается 37 подписей.)
Особо хотелось бы остановиться на письме из с. Роскошное Луганской области:
- Решили обратиться в редакцию по наболевшему вопросу проведения чинов покаяния за грехи богоотступничества и клятвопреступления, связанные с цареубийством. Наше священство в Луганской епархии не хочет их проводить, ссылаясь на отсутствие благословения митрополита Луганского и Старобельского Иоанникия. Некоторые прямо говорят: «А вы Царя лично убивали?» То есть, мол, пусть русские и каются. Тем самым мы забываем (или не знаем) историю своей земли и своего государства, клятву на верность Романовым, то есть русским царям, при вхождении Украины в состав России при Богдане Хмельницком.
Честно говоря, стыдно даже слышать такие слова. Хочется задать вопрос:
«А в первородном грехе есть ли наше личное участие?», но каждый из нас унаследовал его от прародителей.
По благословению батюшки мы составили коллективное обращение к митрополиту нашей епархии в 2006 году, но ответа не получили. Повторно обратились, отправив владыке письмо с уведомлением о вручении. И снова ответа нет, молчание – лучший способ отсечения неудобного вопроса, поварятся в своем соку и остынут.
Пришлось выносить сор из избы. Но пусть не обвиняют нас в отсутствии смирения и кротости. Через почту с уведомлением обратились к Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру, но ответа по-прежнему нет.
К письму приложены копии обращения к митрополиту Луганскому и Старобельскому Иоанникию и подписи 99 человек: «Мы знаем, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй неоднократно в своих Обращениях 1993, 1998 и других годов говорил о необходимости принесения нелицемерного покаяния за грехи, связанные с цареубийством. В своем обращении по поводу 75-летней годовщины со дня убиения Царской семьи Святейший Патриарх подчеркнул, что особенно необходимо принести покаяние за грехи богоборчества и цареубийства. Это обращение подписано всеми членами Священного Синода РПЦ. Просим Вашего разъяснения и благословения в вопросе проведения чинов соборного покаяния в грехе цареубийства, подобных тем, которые проводятся в России. Просим Вашего благословения и разрешения о проведении чинов покаяния в храмах нашей епархии, т.к. мы осознаем себя единым, целостным русским народом Святой Руси православной...»
Комментарий. И к покаянным молебнам в Тайнинском, и к вопросу соборного, всенародного покаяния отношение сегодня действительно неоднозначное. Высказывается множество различных мнений, явно обозначились разногласия в среде как мирян, так и священнослужителей. В отношении покаянных чинов в Тайнинском прочитала однажды даже такое мнение, меня удивившее, что это «страшное язычество, ведь по сути являет собой пример поклонения статуе».
Думаю, что ни о каком поклонении статуе речь, конечно же, не идет, к тому же паломники привозят или приносят крестными ходами множество чудотворных икон, и пред ними, молясь Богу, приносят свое покаяние. А Тайнинское выбрано потому, что это особое место, через него русские цари шли на богомолье, по Троицкой дороге через Тайнинское проходил в Смутное время путь народного ополчения... Люди приезжают туда со всей России, с Украины, Белоруссии, Молдовы, ближнего и дальнего зарубежья, и тем самым крепнет православное единство, дух народного единения, собирается ополчение духовное.
С другой стороны... Читательница из г. Калуги Людмила П. пишет в самарскую газету «Благовест», что в их городе священники не благословляют проходить чин покаяния, так как не согласны с отдельными пунктами текста чина, по их мнению, ведущими к расколу. Женщина пишет: «Православные! Как мне, простой прихожанке, разобраться в таких тонкостях? Я верю во все то, что пережила в Тайнинском и после него. Такого глубокого покаяния я никогда не переживала, чудес - тоже. На одном из крестных ходов заблагоухали наши домашние иконы Царственных мучеников и Царя Николая – «Мироточивая». И как же мне обидно, когда я вижу, как мучаются люди в нашем храме, а их не благословляют на поездку, и что среди прихожан храма такое нестроение: церковные власти не благословляют это благое дело!
Я всей душой стремлюсь и снова хочу поехать на чин, а что же потом - каяться за грех раскола? Через газету обращаюсь к организаторам чина и священноначалию: найдите возможность согласовать текст и сделать молебен с чином покаяния официально признанным. Пусть Господь поможет вам решить эту важную задачу».
Редакция «Благовеста» в комментариях к письму конкретизировала те пункты, которые вызывают разногласие, например, пункт 14-й: «Господи, помилуй нас за навязывание и "благословение" священнослужителями принятия верующими ИНН, новых паспортов, карточек и прочих сатанинских документов… за противление и неучастие священнослужителей в Соборном всенародном покаянии за грехи русского народа». Редакция «Благовеста» отмечает, что мнение священноначалия относительно участия в этом чине могло бы быть иным, не будь в тексте подобных утверждений: «...Десятки и сотни священников первыми возвысили голос против "электронного концлагеря", и обвинять весь священнический чин за теплохладность относительно немногих - нечестно и некорректно. А на Соборном всенародном покаянии недостатка священников не наблюдается. Так в чем же тогда призывают нас каяться создатели чина?»
И далее: «Мы являемся горячими сторонниками всенародного покаяния. Убеждены в том, что дело это от Бога, иначе не собирали бы моления в Тайнинском под свои знамена тысячи и тысячи людей со всей страны. Но пора уже тем, кто организует проведение чина покаяния, более ответственно отнестись к тому делу, на которое призывает их Господь.
Можно на все справедливые замечания, которые звучат по отношению к чину со стороны священноначалия, лишь отмахиваться, мол, апостасия кругом. Но не лучше ли наступить на свои личные амбиции ради «малых сих», не желающих вступать в конфронтацию со своими приходскими священниками, но искренне стремящихся принести покаяние за свои грехи и за грехи своих предков... Мы очень надеемся, что трезвомыслие возьмет верх и духовно незрелые утверждения, которые к тому же не являются принципиальными, будут убраны из чина покаяния, в котором так много замечательных, справедливых и правильных слов. От этого выиграют все, и чин покаяния сможет стать той духовной основой, которая объединит всех верующих в России. И тогда уже не в одном лишь Тайнинском, а во многих храмах России зазвучат замечательные слова из чина всенародного покаяния. И мы вскоре увидим, как меняется наша страна, как очищаются наши души...»
Приведу также фрагмент из материалов сайта «Чин всенародного покаяния»: «Побывав впервые на чине покаяния, ощущаешь, как исстрадалась душа народная и как жаждет слезного, соборного «единым сердцем и едиными усты» всенародного покаяния. Верующие со всей России-матушки привозят с собой наиболее чтимые родовые иконы. И Господь являет чудеса: образы мироточат и благоухают, солнце играет, как на Пасху, происходят исцеления. Так, присутствующие на чине покаяния в день убиения Царской семьи 17 июля 2006 года наблюдали чудное явление: в небе над главой Государя Императора Николая II образовался радужный венец. Подобное явление повторилось и во время проведения очередного чина покаяния 16 сентября 2006 года, накануне дня прославления святителя Иоасафа Белгородского.
В этот же день православный народ узнал еще об одном чуде. Отец диакон из Владимирской епархии во всеуслышание свидетельствовал, как он, прочитав книгу «Чин всенародного покаяния русского народа» и не получив соответствующего благословения на поездку в Тайнинское, молитвенно обратился за вразумлением ко Господу. Произошло чудо: книга мироточила (обложка её была насквозь пропитана миром) в продолжение месяца на глазах у всей изумленной семьи и знакомых отца.
1 октября 2006 г. верующие стали свидетелями чуда, явленного иконой Спасителя в терновом венце. Этот образ, привезенный одной из женщин, закровоточил во время проведения чина покаяния на глазах у многочисленных паломников (из-под тернового венца двумя струйками по лику Христа истекала живая кровь). Вы это можете увидеть в документальном фильме Г.Царевой «Духовная война». Владелица этой иконы Спасителя со слезами благоговения, высоко подняв ее над головой, показывала всем изумленным паломникам».
Великий русский скульптор-патриот, автор памятника Государю Николаю II в Тайнинском В.М.Клыков, в духовном завещании дал ответ на вопрос: «Что необходимо русскому человеку, чтобы выжить в нынешней ситуации?»
- Прежде всего осознать свою греховность. Вот почему еще важно всенародное, соборное покаяние. Я иногда думаю, как же прав был Серафим Саровский, который говорил, что придет время, когда простые верующие люди будут спасать Православие в России. И вот оно, наступает это время».
А вот о чем свидетельствует учительница самарской школы № 43 Алиса (в крещении Елизавета) Семеновна Михайлова, побывавшая на чине в Мытищах вместе с ребятами духовного центра «Возрождение», которые привезли в Москву на фестиваль школьных театров спектакль «Пламенеющая свеча» (сайт «Благовест»):
- По этой дороге, через Мытищи, когда-то шел Димитрий Донской воевать с полчищами Мамая - и возвращался с победой; здесь шел со своими войсками на Казань царь Иоанн Грозный, это была дорога воинской славы! И вот теперь на многих автобусах со всей России, из Украины и Белоруссии люди едут, чтобы принести покаяние не только за себя, но и за весь род.
То покаяние, что мы приносим своему духовному отцу, это только за себя. Но что делали наши предки в революционную смуту и последующие богоборческие годы, - мы зачастую даже не знаем. Может быть, и они участвовали в революции, может быть, по тюрьмам расстреливали заключенных, измывались над батюшками, разоряли церкви…
Я вот сама недавно узнала от мамы о том, что клуб, в который я ходила пионеркой, был сделан из разрушенной церкви. И в дни коммунистических праздников мы читали со сцены революционные стихи, пели: «Вставай, проклятьем заклейменный», навлекая проклятие на всех своих потомков неизвестно до какого колена!
И этот чин творится ради очищения от проклятия за тяжкие грехи наших предков и наши. Чтобы Россия обустроилась, нужно непременно всем принести покаяние. Те, кто это понимает, едут в Мытищи на чин покаяния.
День 16 сентября был ветреный, но не дождливый. Было холодно, но когда на коленях молились, становилось жарко… Не только каялись, но и молились обо всех усопших, и у нас принимали записочки для поминовения в Богоявленском соборе.
А когда чин совершился и люди стали подходить ко кресту и к иконе Царя-мученика, на небе появилось знамение. Вдруг среди плывущих по небу лохмотьев хмурых туч возникла радуга. Но она не была похожа на радугу дождя: словно радужный нимб возник на небе, и вскоре это оконце очистилось от туч.
Все люди видели радугу. Они стояли и плакали, глядя на эту милость Божию. И радуга оставалась на небе долго, минут пятнадцать.
Дорогие братья и сестры!
В духе любви будем молиться Богу и Пресвятой Богородице, Державной Заступнице нашего единого Отечества – Святой Руси, об устранении всех духовных неурядиц, которые неизбежно способствуют всякому благому делу. Важно, чтобы покаяние носило не стихийный характер, а после обсуждения всей полнотой Церкви – священноначалием и православным народом (который горячо откликнулся на призыв Патриарха к покаянию) - приобрело форму утвержденного общецерковного чина. Вспомним всенародную исповедь 1940 года, проведенную сербским святителем Николаем Велимировичем, на которой сербы покаялись не только за себя, но и за весь народ.
Архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин по поводу текста общеизвестного чина, получившего благословение нескольких архиереев, подчеркивал: «Чин покаяния напечатан в том числе и для того, чтобы пробуждать церковное общество к глубокому осознанию греха цареубийства и цареотступничества. Предполагается, что он должен быть рассмотрен и утвержден Патриархом, потому что необходим соборный акт покаяния во главе с Патриархом, как это произошло в 1613 году. К этому надо осознанно готовиться, это нельзя сделать механически, под давлением. Такая подготовка должна начаться с частных исповедей, что, по-моему, может уже сейчас сделать любой православный. Самый удобный момент для такого покаянного действия – это 17 июля, день памяти Императора Николая и его семьи».
Архиепископ подчеркнул, что он благословляет священников принимать в храмах епархии такие частные покаяния, при этом отметив, что этот акт должен быть добровольным, «покаяние никому не может быть навязано», «не обязательно всем сразу каяться», «а уже из этого будет слагаться наше будущее соборное покаяние, к которому, если даст Бог, придет православная Россия».
Началось молитвенно-покаянное шествие по России
4 апреля 2007 года в Екатеринбурге состоялся крестный ход в память Царской семьи. Многолюдное молитвенное шествие возглавил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Как сообщает сайт епархии, «люди шли тем скорбным путем, которым везли святых Царственных страстотерпцев к месту их последнего земного пристанища - дому инженера Ипатьева на Вознесенской горке».
Шествие завершилось у Храма-на-Крови. Обращаясь к прихожанам с проповедью, владыка Викентий сказал: «Истинное наше покаяние в грехах состоит в том, чтобы не отступать от Божиих заповедей, стараться жить благочестиво, как подобает истинному христианину. Стараться помогать находить путь к Богу ближним своим».
Напомнил владыка и слова Святейшего Патриарха о покаянии в грехе цареубийства: «Будучи преступлением и Божеского, и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном сознании. И сегодня мы от лица всей Церкви, от лица всех ее чад - усопших и ныне живущих - приносим пред Богом и людьми покаяние за этот грех».
По «Царским местам» России идет всероссийский крестный ход, посвященный 90-летию обретения Державной иконы Божией Матери.
По благословению архиепископа Курского и Рыльского Германа он начался на родине Серафима Саровского. В Курск были доставлены икона Божией Матери «Державная» из Храма-на-Крови г. Екатеринбурга, мироточивый образ святого Царя-страстотерпца Николая II, переданный из США московскому храму Николая Чудотворца в Пыжах, и икона Царственных страстотерпцев из Франции, а также иконы «Знамение» Курская-Коренная из Знаменского Собора
г. Курска, «Умиление» Серафимо-Дивеевская, преподобного Серафима Саровского из Рождества Пресвятой Богородицы Курской-Коренной пустыни.
Завершится этот крестный ход торжественным шествием во главе с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием в ночь с 16 на 17 июля от Храма-на-Крови г. Екатеринбурга до урочища Ганина Яма (Сайт «Православной газеты», г. Екатеринбург).
Крестный ход «Владивосток – Москва», начавшийся 20 мая 2007 года, посвящен воссоединению Русской Православной Церкви.
Во Владивосток были доставлены православные святыни из храмов и монастырей Москвы, Псковщины, Рязанщины, а также две специально написанные для крестного хода иконы - «Державная» и «Собор московских святителей».
Из Богоявленского кафедрального собора Москвы доставлен список Казанской иконы Божией Матери и старинный крест-мощевик с частицами мощей от камня Гроба Господня в Иерусалиме, Пояса Пресвятой Богородицы и другие реликвии. Зарубежные храмы Русской Православной Церкви отправили во Владивосток иконы священномученика Климента и преподобного Германа Аляскинского с частицами мощей.
Крестный ход «Владивосток – Москва» стал первым в программе «Под звездой Богородицы». С мая 2007 года по июнь 2008 будут проведены пешие крестные ходы, символизирующие собой восемь лучей звезды Богородицы. Они должны выйти из шести городов России: Владивостока, Барнаула, Якутска, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга и Архангельска, а также двух центров Вселенского Православия - Иерусалима и Афона. Пройдя по всей территории России, участники крестных ходов в июне 2008 года встретятся в Москве (Православие.Ru).
Ведущая рубрики А.Зуева
http://www.zaistinu.ru/articles/?aid=1614