РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04.02.2004 года
Октябрьский районный суд Екатеринбурга Свердловской области в составе:
Председательствующего судьи Макарова Т.В.,
при секретаре Козловой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Виноградова Вадима Александровича к Инспекции министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Октябрьскому району Екатеринбурга о признании права состоять на учете в налоговом органе без присвоения идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), о признании ранее присвоенных ИНН недействительными и их обезличивании, обязании выдать справку,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Октябрьскому району Екатеринбурга отказала истцам в признании их права состоять на учете в налоговом органе без присвоения ИНН.
Виноградов В.А. обратился в суд с иском о признании их права состоять на учете в налоговом органе без присвоения ИНН, о признании присвоенных ИНН недействительными и их обезличивании, обязании выдать справку, подтверждающую недействительность ранее выданного ИНН, а также дающую право производить все налоговые действия без ИНН.
В обоснование исковых требований истец указал, что в Налоговом кодексе Российски Федерации предусмотрено право физических лиц постановки на учет в налоговом органе без присвоения ИНН; а также на то, что в случае присвоения ИНН в порядке, определенном Министерством по налогам и сборам РФ, нарушается их право действовать в соответствии с их вероисповеданием, нарушается право на имя, нарушается право снятия с налогового учета.
Инспекция министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Октябрьскому району Екатеринбурга, извещенная надлежащим образом в лице представителя Жолобовой О.Х. в судебное заседание не явилась, возражений и доказательств по делу не представила.
Исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Пункт 4 Приказа МНС РФ №АП-3-12/224 от 19 июня 1999 г. предусматривает право налоговых органов и налоговых агентов произвольно, без согласия физических лиц, заменять персональные данные физических лиц на присвоенный идентификационный номер налогоплательщика при учете сведений о них.
В письме МНС РФ № 12-3-02/365 от 9 марта 2000 года «О присвоении ИНН физическим лицам» дополнительно разъясняется право налоговых органов и налоговых агентов использовать ИНН взамен персональных данных физических лиц без согласия последних.
В соответствии с пунктом 5.2.2.16 порядка волнения и представления Справки о доходах физического лица и едином социальном налоге (взносе) элемент «Отчество» реквизита «Фамилия, имя, отчество» не является обязательным при заполнении соответствующей справки.
Сообщение банка налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета, форма которого утверждена Приказом ГНС РФ № ГБ-3-12/340, не предусматривает указания персональных данных физического лица, клиента банка, при обмене сведениями о данном лице между банком и налоговым органом. Произвольно, без согласия физического лица, сведения о нем сообщаются банком, принимаются и отождествляются налоговым органом с соответствующим физическим лицом путем ссылки только на идентификационный номер налогоплательщика.
При обмене текстовыми файлами обмена информацией о постановке на учет налогоплательщиков физических лиц по месту нахождения транспорта, по месту осуществления деятельности, по данным о налогоплательщиках на региональном и федеральном уровнях налоговые органы МНС РФ не заполняют персональные данные соответствующего физического лица. Обмен файлами и отождествление информации с соответствующим физическим лицом производится путем ссылки исключительно на присвоенный идентификационный номер налогоплательщика.
Из содержания приведенных выше норм актов МНС РФ следует, что в случае присвоения идентификационного номера налогоплательщика физическому лицу не только возможна, но и происходит замена имени на присвоенный идентификационный номер налогоплательщика без согласия последнего, причем не только в системе налогового учета, но и в системах учета других ведомств, в отношении которых применяются соответствующие акты МНС РФ.
В соответствии с актами МНС РФ присваиваемый физическим лицам идентификационный номер налогоплательщика является индивидуализирующим признаком физического лица равный по своему значению имени физического лица. Возможность использования данного средства индивидуализации взамен имени осуществляется налоговыми органами произвольно, без согласия соответствующего физического лица, что является нарушением статей 2,17,18 Конституции РФ, гарантирующих в числе других основных прав человека, право на имя; статьи 19 ПС РФ, гарантирующей каждому физическому лицу право приобретать права и нести обязанности под своим именем: фамилией, именем и отчеством.
В соответствии с правилами, изложенными в приложении 1 к Приказу МНС РФ №ГБ-3-12/309 от 27.11.98 (в ред. Приказа МНС РФ от 24.12.1999 № АП-3-12/412) идентификационный номер налогоплательщика по своей структуре и назначению полностью соответствует основным принципам идентификационного номера, применяемого в системе автоматической идентификации, утвержденной ГОСТом Р_51201-98 «Автоматическая идентификация. Штриховое кодирование». Требования к символике «ЕАН/ЮпиСи» (Приложение С) - принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 23 сентября 1998 года № 356.
Штрихкод идентификационного номера, утвержденный данным ГОСТом, содержит число 666.
Автоматическая идентификация объектов автоматизированного учета МНС РФ -бланков налоговых деклараций о доходах физических лиц за 1997 год (приложение к инструкции МНС РФ №35 от 29 июня 1995 года) предусматривала использование автоматическую идентификацию бланков декларации о доходах физических лиц налогоплательщиков с использованием вышеоговоренного Стандарта «Автоматическая идентификация. Штриховое кодирование», который предусматривает вхождение в штрихкод идентификационного номера объекта учета числа 666.
Наряду с другими объектами учета физическое лицо также является объектом учета в системе автоматизированного учета МНС РФ. Ответчик не представил суду актов, запрещающих применение автоматической идентификации объектов налогового учета физических лиц налогоплательщиков с применением стандарта «Автоматическая идентификация. Штриховое кодирование», утвержденного ГОСТом РФ 51 201-98. Данный факт позволяет суду сделать вывод о возможности применения данного средства автоматической идентификации при учете налогоплательщиков - физических лиц.
Истцы являются православными христианами, поэтому возможность применения при учете их или сведений о них в налоговых органах МНС РФ при помощи такого средства автоматической идентификации, которое включает антихристианскую символику - число 666, а также заменяет имя физического лица на идентификационный номер, является угрозой умышленного оскорбления чувств верующих в связи с их отношением к религии, которая запрещена статьей 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» № 125-ФЗ от 26.09.1997 года.
Пункт 3.1 Приказа МНС РФ № ГБ-3-12/309 от 27 ноября 1998 года предусматривает присвоение идентификационного номера налогоплательщика физическим лицам, не являющимся налогоплательщиками. В развитие данного правила Приказа пункт 3.2 Руководства пользователя АРМ «Реестр физических лиц», версия 4, Автоматизированной системы МНС РФ (АИС «Налог») в перечень оснований постановки на налоговый учет включает факт рождения физического лица. Данное правило Приказа МНС РФ противоречит содержанию и буквальному смыслу статей 83,84 Налогового кодекса РФ, предусматривающих постановку на учет налогоплательщиков; смыслу статьи 57 Конституции, которая требует соответствия закону всех видов налоговых правоотношений, в число которых входят и отношения по учету налогоплательщиков физических лиц.
Исходя из содержания статей 83, 84 Налогового кодекса РФ, которые предусматривают постановку на налоговый учет только тех лиц, на которых возложена обязанность платить законно установленные налоги, то есть налогоплательщиков, физические лица, у которых прекратилась обязанность платить налоги, вправе сняться с налогового учета.
Однако, признание идентификационного номера налогоплательщика недействительным в соответствии с пунктами 5.3, 5.7 Приложении I к Приказу МНС РФ ГБ-3-12/309 от 27 ноября 1998 года (в ред. Приказа МНС РФ от 24 декабря 1999 № АП-3-12/412) «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц» производится только в случае смерти физического лица, либо наличия у него нескольких ИНН. Данные правила Приказа нарушают право снятия физического лица с учета в налоговом органе, наличие которого у физических лиц предусмотрено смыслом статей 83, 84 Налогового кодекса РФ.
Акты государственных органов, регулирующие налоговые правоотношения по учету налогоплательщиков физических лиц, должны соответствовать Конституции РФ и федеральному закону.
В соответствии со статьей 120 Конституции РФ, установив несоответствие актов государственной власти закону, суд должен принимать решение в соответствии с законом.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит порядка и условий присвоения, применения ИНН, кроме основополагающего принципа присвоения ИНН только тем лицам, на которых возложена обязанность платить законно установленные налоги.
Из смысла пункта 5.2.2.12. Реквизит «ИНН физического лица» порядка заполнения и представления Справки о доходах физического лица за 2001 год и едином социальном налоге, утвержденного Приказом МНС РФ 30 октября 2001 года за номером БГ-3-04/458; абзаца 4 Письма МНС РФ от 05 декабря 2000 года за номером БГ-6-12/920 «О контроле достоверности персональных данных, используемых в налоговой отчетности о доходах физических лиц за 2000 год» абзаца 2 Письма МНС РФ за номером БГ-6-12/169 следует, что налоговый контроль, в частности учет сведений о налогоплательщиках физических лицах и налогоплательщиков физических лиц, может вестись без применения идентификационного номера соответствующего физического лица.
Данная возможность реализована и в Автоматизированной информационной системе МНС РФ «Налог», Руководство пользователя АРМ «Реестр физических лиц» (версия_4).
Обязанность ИМНС по Октябрьскому району Екатеринбурга выдать справку, подтверждающую недействительность ранее выданного ИНН, а также дающую право производить все налоговые действия без ИНН, не содержится и не вытекает ни из какого закона или иного нормативного акта. Поэтому в удовлетворении данного требования Виноградову надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Иск Виноградова Вадима Александровича к Инспекции министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Октябрьскому району Екатеринбурга удовлетворить частично.
Признать право Виноградова Вадима Александровича состоять на. учете в налоговом органе без присвоения идентификационного номера налогоплательщика.
Присвоенный Виноградову Вадиму Александровичу идентификационный номер налогоплательщика признать недействительным и обезличить.
Виноградову Вадиму Александровичу в удовлетворении остальной части исковых требований к Инспекции министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Октябрьскому району Екатеринбурга отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня его оглашения.
Копия верна. Судья Макаров Т.В.
http://www.kongord.ru/Index/Screst/sk104-6.htm
+++
Вопрос:
На основании постановлений судов в городе Приозёрске Ленинградской области и Октябрьского районного суда Екатеринбурга Свердловской области, вынесших решения в пользу граждан, чьи религиозные права были нарушены, мы можем спокойно придти в налоговою и потребовать выдать справку или опять через суд?