О ЖЕНЕ
Здесь нам хотелось бы приоткрыть завесу таинственности, которою, по мнению некоторых, покрыто творение Божие под названием «жена». Порассуждаем о женщине.
Скольких мучений, скорбей, разочарований терпит от неё человек! А она, меж тем, до элементарности проста, даже примитивна. Это муж порою, вдохновлённый каким-нибудь романтическим взлётом своей души отчаянно ищет ту, что способна была бы воспарить с ним в заоблачные выси, чает встретить ту, чьи очи отражали бы небо, дух которой излучал бы неземную, над-мирную красоту. Но тщетно. После, изломав крылья своей души ударами разочарований и несбыточных надежд, покорно нисползает до убогого существования рядом с той, что предоставила ему судьба, ассимилируясь с её примитивным предназначением. Но виновата в этом не она. Она как раз действует в рамках заданной ей Богом программы. Это Адам - муж - от начала истории теряет равновесие по причине непонимания разницы предназначений, очаровываясь вещами порой недостойными и пустыми - красотой и прочими атрибутами женской природы.
Существует мнение, что женщина - существо сугубо духовное, романтичное, чувственное. Но это не более чем миф. Из всего этого верно лишь последнее. Дух - орган полёта души, а у жены этого почти нет. Из разумных творений нет существа более бытового и практичного, чем жена. И это необходимо понимать, чтобы не мучить себя надеждами и разочарованиями.
Душа, дух, а значит существо мужчины и женщины заведомо различны. Адам задуман и задан как существо преимущественно духовное, призванное к бесконечному полёту. Дух мужа должен был быть обращён к небу. Отсюда у него остатки романтики, тяги к полёту, к приключениям. Жена же - сугубо земное существо. Её стихия - быт. Она и задумана Творцом как «помощник» мужу-Адаму. «Не хорошо (то есть трудно) быть человеку одному; сотворим ему помощника...»(Быт.2,18). Задача, миссия жены - помощь. По хозяйству, по быту, в некоторой мере - обслуживание мужа. Если дух мужа обращён к небу, то жены - к мужу. В нём для неё назначен предмет обожания. Изучая жену, вы в любом её возрасте найдёте главными её стремлениями - встретить своего суженого, любить и быть любимой, рожать и няньчить детей. Оттого и интересы её доминируют в материально-бытовой сфере, доходя порой до примитива типа зарплаты мужа, семейного бюджета, цен, нового холодильника и т.п. В такой миссии - заданная программа женщины, конечно, доведённая до обструкции.
И изначально это должно было быть благом, это задумано как спасение мужу от обмирщения, от «оземлянения» его парящего духа. Господь, как мудрый Промыслитель, заботится о благе человека. Главной прерогативой богоподобия является творческий полёт человеческого духа. А если Адаму прийдётся и рождать, и няньчить, и готовить, и убирать и пр. самому, то его духу неизбежно заземлиться и одебелеть. Всем известен этот эффект бытовой суеты. Для этого Он и создал ему «помощника» в делах земных.
В её - жены - служении, естественно, не нужен особый интеллект, оттого женщина им не обладает. В самом деле, вы не найдёте женщины, подлинно и истинно рассудительной и высокоинтеллектуальной. Если понаблюдать за рассуждениями самых умных женщин, то всегда заметишь некую их ущербность. Женщину признают умной лишь из снисхождения, из понимания разницы высоты природной интеллектуальной планки мужчины и женщины, а не по существу. Сам перманентный факт дефектности её иерархии ценностей, а отсюда и логики, свидетельствует об этом. Дефектности, конечно, субъективной. Объективно её иерархия ценностей сформирована заданной ей Творцом программой. Но, просто, эта дефектность невольно бросается в глаза, когда жена начинает пытаться мудрствовать, занимаясь несвойственным ей делом.
Конечно, нетленному человеческому духу, вообще, принципиально задано стремление к Богу, ибо «душа по природе христианка» у обоих полов. Но, если Адаму задано таковое стремление непосредственно, то жене - как бы через посредство мужа. «Мужу глава - Бог, жене глава - муж»(Ап.Павел). Жена патологически обращена к мужу. С детства она мечтает встретить того самого - единственного и неповторимого, принца на белом коне. И в этом обожествлении мужа - подсознательное стремление к обожанию идеала, идеала божественной красоты. Это не значит, что жене не доступно богообщение. Это значит осуществление оного через мужа. То есть первое место в её бытии занимает муж, при условии если он богоподобен. Тогда она видит в нём Бога, любит Бога через мужа. Оттого патологическая потребность жены любить, заботиться, ухаживать, ласкать и пр. мужа. Это - атрибуты женской любви. Конечно, в иерархии любви они находятся в разряде примитивов, но доминируют в жене из-за такой специфики её предназначения.
Адам же должен видеть жену совсем иначе, нежели она его. Бог создал жену столь же красивой и прекрасной как природу. И человек должен, созерцая красоту жены, как и природы, не прилепляться к этому, а видеть в красоте земного творения отражение истинной небесной красоты Сотворившего её. Через это созерцание он должен возноситься к Богу, восхищаться, вдохновляться к истинному своему призванию - со-творчеству с Творцом.
Это знание - знание разницы предназначений мужчины и женщины - даст человеку возможность правильной ориентации своих земных целей, избавит от лишних скорбей и искушений. Без этого ве'дения люди часто мучаются, путаются, страдают. Более романтичные вдохновенно и безнадёжно ищут в женщине высокого полёта (духа, мысли, творчества), не зная что это ей несвойственно. В итоге, не найдя искомого, но очаровавшись красотой, влюбляются в женщину вместо Бога. Другие же прямо ищут этого «очарования». Жена всё время стремится занять в сознании мужчины место Бога. Некоторые даже намеренно. И пользуются этим, желают быть любимыми, обожаемыми более всего прочего. Удачи их в этой области предоставляют более трезвым и внимательным потомкам Адама порой курьёзные эпизоды, когда, например, можно видеть кого-нибудь, как послушную балонку пристёгнутого к какой-нибудь юбке. Он заглядывает ей в рот, он ловит каждое её слово, желает угадать и исполнить каждое её желание, он глядит на неё именно как на Бога. Это ошибочно воспринимается как "истинная любовь".
Жене - так же полезно понимание этой разницы предназначений. Оно успокоило бы и её. Потому что она тоже много мучается. Например, от недоумения по поводу какого-то непонятного ей неуёмного романтизма мужа, вечно куда-то стремящегося. Считая своё призвание к бытовому благоустройству единственно правильным, она полагает, что и ему предначертано то же. Оттого, не счесть сколько великих, и не очень, начинаний и идей от начала истории было заглушено и задавлено по вине жены, а точнее - по вине послушания ей мужа. Занимая порой главное место в его бытии, она низводит Адама за собой в болото обывательщины. Часто тормозит самые высокие порывы и стремления мужа, когда предполагает в них угрозу бытовому благополучию. Тут супруга часто начинает напоминать мужу-романтику или мужу-борцу, что надо мол «жить как все». Жена всегда первой предаёт и отступает. Да не примет читатель всё это за осуждение, это - всего лишь честная костатация реальности и бесстрастное описание женской данности. Мы здесь не касаемся также исключений, ибо они редки и есть во всех правилах, а посему нет смысла говорить о них. Так вот, жена никогда не будет бороться за идею или какую-либо высокую цель. Только если возникает угроза материальному благополучию, семейному уюту, здоровью (своих и своему), тогда она готова рвать и метать, приэтом почему-то забывая о существовании благородных принципов.
Вообще, стихия жены - быт, и ей чужда любая оторванность от земли. Поэтому утверждение о какой-то сугубой романтичности женщины - миф. Это заблуждение происходит от неправильного, поверхностного понимания романтизма. На самом деле женский романтизм весьма ущербен и кардинально отличается от мужского. Вотличие от экспрессивного романтизма муж-а(-чины), вечно зовущего его куда-то вдаль, ввысь, вовне, женский романтизм импрессивен, ограничен земным, узок. У неё он заключается лишь в любовных мечтах и переживаниях. С детства женская душа, конечно, под воздействием своей программы, мечтает встретить «его» - того самого, единственного и неповторимого - со всеми вытекающими отсюда последствиями: ухаживаниями, ласками, любовными сценами и т.д. В этом - вся женская романтика. Женщина действительно - просто Ева (в переводе с еврейского - «жизнь»), воспроизводительница жизни. И в этом - её богоустановленная миссия. Вклад мужчины в этот процесс минимален - вложить семя. Далее он призван ни о чём не «пещись, но горе' зрети». Всё остальное - её дело. Но мы, к сожалению, никак этого не поймём. Профанируем своё высокое предназначение, нисползая до женских, обывательских целей бытия. Она порой невольно уводит мужа от его программы, очаровав его, обратив всё его внимание к себе и своим задачам. И оба начинают в этих земных интересах видеть смысл, даже, как многие думают, богоустановленный смысл своего бытия.
В высоком творческом предназначении смысл бытия человека. И именно к этой цели адаптированы главные ресурсы и возможности человеческой природы: интеллект, творческая интуиция и потребность, чувство красоты и гармонии, тяга ввысь, к небу. Но в сознании нашего ветхого человека часто происходит удобная подмена тяги души к небу, стремлением к Богу, потребностью в богообщении. Хотя эти явления имеют общую природу (дух), они - не одно и то же. Большинство наших православных людей часто смешивают эти понятия, удобно подменяя (или сублимируя?) онтологическую, вложеную Творцом неуёмную тягу человеческого духа в Вечность, в Небо, к божественной красоте, к всему высокому, истинному, светлому примитивными земными целями. Мало кто ищет именно неба, большинство ищет лишь Божией помощи в делах земных. Обывательское сознание желает подольше протянуть это, земное существование, ища Бога лишь для разрешения своих бытовых проблем. Христианство понимается как обычное житие с «Божией помощью». Но, если миссия человека состоит в самовоспроизводстве, заботе о потомстве, «прокорме» семьи, работе, любви к жене, стремлении получше выдать замуж дочь и устроить сына в институт и т.п., то для чего же ему даны столь гигантские ресурсы, что можно лишь восхищаться величием той, интуитивно угадываемой, задачи, к которой призван человек? Заботой о быте, семье и потомстве живёт вся бессловесная тварь. С этой задачей благополучно справляется и муравей и крыса и свинья, и несомненно, что с Божией помощью. Для чего же нужно совершенство человека?
Из утверждения о том, что женщина - "духовное", "романтичное" и "тонкое" существо, выявляется какая-то понятийная некомпетентность его автора. Онтологически духовность и романтизм - явления одной или по крайней мере аналогичной природы. Ибо они - некая патологическая тяга души человеческой ввысь, к небу, к Богу. У нас же часто путают духовность то с образованностью и эстетизмом, то с добродетельностью. Много добродетельных - добрых, кротких, отзывчивых, - много ищущих Бога, но немного ищущих неба, живущих не-земным. Природа женской души - земна. Ей чужд полёт, он отталкивает, пугает её. Поэтому, обойдя вокруг мир, вы не встретите женщину в подлинном смысле «не от мира сего», а если встретите несколько, то это - исключения из установленных правил. Дух, образно, - крылья души, некий зов её ввысь, в вечный полёт в Царство Божественной красоты. Земной «проекцией» этого свойства человеческой души, неким его отголоском является творческий полёт, некая романтическая потенция, интуитивное ощущение неистинности этой земной реальности и стремление оторваться от неё. У женщины вы не найдёте стремления, например, к неведомым мирам или к дальним берегам; почти не встречаются женщины, готовые отказаться от всего земного ради высокой идеи или борьбы; не найдёте женщину, которая бы, забыв об обеде, прыгала с парашютом или летала на дельтаплане. Если и встретишь изредка слабые следы этого в женской природе, то они непременно имеют для неё третьестепенное значение. На первом же месте своей иерархии ценностей жена всегда мыслит семью, быт, заботу о благоустройстве детей, о собственной красоте и т.д.
Миф о какой-то особой тонкости женщины тоже восновном происходит из скорее телесного понимания. В действительности мы не находим в женщине какой-либо сугубой тонкости ума, мысли, интуиции, мироощущения, чувства красоты, относительно мужа в истинном его виде. Женщина - всего лишь душевна, чувственна, да и то - лишь по сравнению с огрубелыми мужами мира сего. Женщина более нежна, ласкова и, от недостатка трезвого суждения, сентиментальна. И это воспринимается миром как «тонкость» и «духовность». На самом же деле это - всего лишь чувственность. В истории мы находим ничтожное количество известных художников или музыкантов женского пола. Великих - ни одного. Почему-то даже гений искусства, требующий максимальной тонкости, творческой интуиции, где необходимо более чуткое восприятие красоты и гармонии, является почти абсолютной мужской прерогативой. Благодаря этим свойствам тонкого мировосприятия мужской души и ума мы имеем Бетховена и Чайковского, Рафаэля и Рублёва, огромное количество мудрецов, учёных, философов, поэтов.
Но наша речь не имеет какого-либо уничижительного намерения по отношению к жене - творению, так же почтённому образом Божиим, как муж-Адам. Нет. Данное исследование является лишь одним из вспомогательных звеньев в цепи наших рассуждений о смысле человеческого бытия, помочь разобраться в котором призвана эта наша книга.
Алексей Коновалов 2006 г.
bolchino.pravoverie.ru