Бог сказал: "Сотворим человека по образу Нашему и по подобию" (Быт. 1, 26). Так вот, посмотрим, кому Бог сказал "сотворим человека". Ведь это слово "сотворим" свидетельствует о наличии некоего единства воли, и Писание изображает дело так, что Бог с кем-то беседует. Будем ли говорить, что Бог сказал это ангелам? Но это невозможно: кому-то подобному Себе Бог сказал "сотворим человека"; ангел же, даже невозможно сказать, насколько ниже божественной высоты. Но, может, кто-нибудь станет говорить, что Бог Самому Себе сказал "сотворим"? Но и это весьма бессмысленно. Ведь слово "сотворим" свидетельствует о наличии не одного лица. Получается, что Бог сказал это Своему Сыну, единственному существующему не отличимому от него образу, обращаясь к которому Он и после падения Адама сказал, как будто иронизируя: "Вот, Адам стал как Один из Нас" (Быт. 3, 22), т. е. стал богом.
Слыша, что у Бога есть Сын, не опустись до каких-нибудь телесных представлений, вообразив Его рождение по образцу телесных и плотских существ. Если ты дерзнешь так низменно и пошло рассуждать о Боге, ты можешь быстро счесть всех, кто с тобой об этом говорит, безбожниками и нечестивцами. Если это случится, то причиной твоего заблуждения непременно будет то, что, читая, ты не видишь глубинного смысла Писания.
+++
Про вторую человеческую сущность о том где Он воплотился в человека и среди каких народов:
"Галилея языческих народов, люди, ходящие во тьме, увидели свет великий; живущие в стране и тени смерти, свет воссияет на вас" (Ис. 9, 1-2), он затем, чтобы показать виновника света, который должен воссиять народам, говорит: "Потому что Ребенок родился вам. Сын, и был дан вам, власть Которого на плече Его. И называется имя Его Великого Совета Ангел, Советник Дивный, Бог Сильный, Властелин, Князь Покоя, Отец Будущего Века. Ниспошлю мир на князей и здоровье Ему. И велика власть Его, и миру Его нет предела" (Ис. 9. 6-7).
Смотри-ка, на какое количество и каких указал он этими словами боговдохновенных и исполненных чудесами событий. Ведь довольно ясно объявляет он об имеющей прийти для народов радости и указывает и на ее виновника, и на образ Его пришествия, - что Он с истинной, а не с призрачной придет плотью. "Ребенок, - сказал ведь он, - родился вам. Сын, и был дан вам". Обрати внимание и на то, какими именами он Его прославляет, что он не оставил при этом ни одной гиперболы, какими характеризуется исключительно Бог.
"Галилея, - говорит он, - языческих народов, люди, ходящие во тьме, увидели свет великий" и "живущие в стране и тени смерти, свет воссияет на вас" (Ис. 9, 1-2), т. е. люди, пребывающие в Галилее, сидящие в темной и мрачной стране неразумия, т. е. скованные и словно спящие и от безумия устремленности к добру не имеющие - это означает ведь "сидящие", знайте, что великий свет богопознания просияет на вас, потому что к вам придет и научит вас Слово Божие. Делая далее более ясной причину радости, он говорит; "Потому что Ребенок родился вам. Сын, и был дан вам", - тем самым показывая, как мы сказали, что Податель света и Проповедник радости и воскресения должен прийти в настоящей плоти, а не в воображаемой, как безрассудные манихеи болтают. То же самое он показал немного раньше словами, что он съест масло и мед (Ис. 7, 15).
+++
Ксен: Если добровольно, как ты говоришь, а не будучи принужден, он умер, то, стало быть, его надо считать самоубийцей, чья душа заслуживает за это кары.
Император: Между одним и другим, Ксен, громадная разница, но ничуть не удивительно, что ты среди прочего не знаешь и этого.
Самоубийцей по справедливости называется тот, кто себя убил, а не тот, кто из-за любви к любимым им людям не пощадил себя и пошел на смерть. Не самоубийцей такого человека, а истинным другом подобает называть как жертвующего собой ради любимых, чтобы, если возможно, избавить их от угрожающей им смерти. И Христос как раз за такое человеколюбие заслуживает скорее благодарности, нежели подобных обвинений. Ибо будучи Богом и видя, что губитель мучит того, кто был наилучшим, превосходящим ангелов творением Его, - я имею в виду человека, - Он стал плотью (см. Рим. 1, 3) и, более того, предал ее на смерть, притом на смерть наихудшую, не сделав совершенно ничего, достойного смерти, дабы "лишить силы имеющего державу смерти, то есть дьявола" (Евр. 2, 14), а возлюбленную Им человеческую природу, изначально Им почтенную, но затем по причине пристрастия к идолам оказавшуюся отчужденной от почтившего и возлюбившего ее Бога, освободить от сатанинского ига.
Понял теперь, чем одно отличается от другого, то есть - бешенство, направленное на самого себя, от смерти ради любви к любимым? Если понял, хорошо, если нет, то из дальнейших моих слов, когда я стану приводить тебе, как ты и просил, пророческие изречения о Христе, тебе это сделается яснее. Итак, слушай теперь, я как раз к этому перехожу.
Удивительный Соломон в книге "Иов" говорит как бы от лица Божия; "Препояшь как муж чресла твои, Я буду спрашивать тебя, а ты отвечай Мне: Где ты был, когда Я основал Землю? Ответь Мне, если знаешь, что такое разум" (Иов. 38, 3-4), "Когда появились звезды, восхвалили Меня громким голосом все ангелы Мои и воспели" (Иов. 38, 7); "Я заградил море воротами" (Иов. 38, 8), "положил ему пределы" (Иов. 38. 10) "И сказал ему: до сих пор дойдешь и не перейдешь, но в тебе сокрушатся волны твои" (ср. Иов. 38, 11); ответь мне: Ты ли, взяв прах с земли, создал животное и говорящим поставил его на Земле? (Иов. 38, 14); "По следам бездны ходил ли ты? Отверзаются ли тебе со страхом врата смерти, привратники же адские, увидев тебя, ужасаются ли?" (Иое. 38, 16- 17). В ответ Господу Иов говорит: "Знаю, что Ты все можешь, нет для Тебя невозможного ничего" (Иов. 42, 1-2); "Слухом уха слышал я о Тебе прежде, ныне же око мое видело Тебя" (Иов. 42, 5). Обрати внимание на следующее: как Давид одним броском из пращи сокрушил голову неодолимого и непобедимого варвара того, Голиафа (см. 1 Цар. 17, 40-50), так и всю вашу твердыню одно это изречение разрушило. Все прочие слова, то есть: "Где ты был, когда Я основал Землю?", и "Когда появились звезды, восхвалили Меня громким голосом все ангелы Мои и воспели", и "Я заградил море воротами", и "Ты ли, взяв прах с земли, создал животное и говорящим поставил его на Земле?", - несомненно представляют все сотворившего Бога. А вот слова "Отверзаются ли тебе со страхом врата смерти, привратники же адские, увидев тебя, ужасаются ли?" к кому можно отнести, если не к распятому по плоти Богу, увидев которого, адские стражи, демоны, ужаснулись и, как воск при виде огня, по словам Давида, растаяли и, как дым, исчезли (ср. Пс. 67, З)? Ведь Он имел как будто неодолимую для них власть, и Он повелевал, а они исчезали, а те, кем они владели, от уз освобождались. Также и хозяевам ада Он нанес тяжелую рану, властно схватив их, связав и сковав неразрешимыми оковами. С этими изречениями согласуются слова Давида, поющего: "Плоть моя найдет пристанище в надежде, что Ты не оставишь душу мою в аду и не дашь преподобному Твоему видеть истление" (Пс. 15, 9-10), - слова, предсказывающие посмертное схождение Христа в ад и последовавшее затем воскресение Его со властью. Ибо у кого, кроме Христа, из тех, кто умер за все века, не растлилось тело? Его же тело, претерпев гибель, то есть отделение от обитавшей в нем умной души, нисколько не подверглось разрушению или распаду. Ибо Он восстал на третий день, как из утробы морского зверя Иона, тоже прообразующий Его погребение и тридневное воскресение (см. Мф. 12, 40).
Еще Моисей говорит в книге "Бытие": "Вопль Содомский и Гоморрский умножился ко Мне; сойду и посмотрю. Авраам же был, стоя пред Господом. И, приблизившись, Авраам сказал: Не погубил бы Ты праведника с нечестивым, и будет праведник как нечестивый. Если окажется пятьдесят праведников в городе, не пощадишь ли его ради пятидесяти праведников? Ни в коем случае Ты не сделаешь этого, Судия всей земли. Господь же сказал: Если найду в Содоме пятьдесят праведников, пощажу все место ради них. И в ответ Авраам сказал: Я начал ныне говорить к Господу моему, а я есть земля и пепел. А если найдутся сорок пять? И сказал Господь: Если найдутся сорок пять, пощажу город. И так, убавляя понемногу число, Авраам дошел до десяти. Дальше сказано: "И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом" (ср. Быт. 18, 20-33).
Ты видишь, как в том, что мы сказали об Адаме, и в том, что Бог говорил Иову, и через Авраама и Мелхиседека обнаруживалось божественное таинство Христова воплощения? Хоть и в виде раба предстал Сын Божий перед Авраамом, ибо Он явился как человек, но чистая душа праведника опознала в Нем Бога, каковым Он и был.
Кем же мы можем назвать того, кто явился Аврааму? Богом-Отцом он не был, ибо явился в виде человека, в каком Бог никогда не являлся пророкам. Не был он и ангелом, ибо когда, имея в виду ангела, Моисей или кто-либо из пророков назвал бы его Господом и Судией? Что же остается? Выходит, что это был Сын и Слово Божие, являющийся разом Богом и человеком. Явление Его в виде человека перед Авраамом предзнаменовало Его будущее воплощение, о чем Сам Бог и сказал:
"Сойду и посмотрю". А то, что Авраам и Моисей назвали Его Господом, судящим всю Землю, милующим и воспитывающим, явно свидетельствует о Его божественности, ибо судить ее, милуя и воспитывая, никто не может, кроме Бога. А слова "Если найдется столько-то и столько-то, пощажу город" дают понять власть и величие собеседника.
И ведь не только он, но и сын Авраама Исаак был неким прообразом Христа. Ибо как Авраам возвел Исаака на гору, чтобы принести его в жертву (см. Быт. 22, 2 ел.), так и Бог своего Сына послал в мир, чтобы принести Его в жертву Богу-Отцу ради всеобщего спасения. И как Исаак не умер, вместо же него был заклан обнаружившийся баран, так и Сын и Слово, то есть божественность, не пострадала, подверглась же смерти Адамова плоть, будучи, как некий баран, принесена в непорочную и святую жертву.
Также и тот, кто повстречался Исааку и боролся с ним всю ночь (см. Быт. 32, 24-26), кем он был и что он ответил Исааку, когда тот спросил его: "Как тебя звать?" - "Для чего, - сказал он, - ты спрашиваешь об имени Моем? Оно чудесно" (Быт. 32, 29). Если бы он был ангелом, почему бы он сказал, что имя его неизреченно? Ведь имена немалого числа ангелов, и не последнего чина, но и из первого порядка их иерархии, известны. А коли так, почему же, если бы он был ангелом, он сказал бы, что его имя невыразимо и чудесно? На это нет ответа. Только Бог может иметь такое имя. Бог же не открыл его и позже - Моисею, хотя того спрашивали, кто его послал и каково имя пославшего; только "Сущий" сказал он, и больше ничего (см. Исх. 3, 14). Обрати внимание: как во времена Авраама Сын Божий являлся в человеческом виде, так и тут: как человек боролся Он с Иаковом - настолько задолго до времени своего воплощения,
Еще божественнейший пророк Моисей, предвещая Его воплощение, говорил: "Возвеселитесь, небеса, вместе с Ним, и да поклонятся Ему все ангелы Божий; возвеселитесь, народы, с людьми Его, и да укрепятся Им все сыновья Божий, ибо за кровь сыновей Своих Он мстит и отомстит, и воздаст месть врагам, и ненавидящим Его воздаст, и очистит Господь землю людей Своих" (Втор. 32, 43). Ведь слова "да поклонятся Ему все ангелы Божии" обнаруживают два лица: имеются в виду Божий лица, а также факт поклонения Ему ангелов Божиих. Ясно, что не кому-либо иному они будут поклоняться, как Сыну Божию, которому воздают такое благоговение и почесть ангелы Божий. Но не только это предсказал пророк такими словами, но также низвержение иудеев и призвание языков, ибо: "Возвеселитесь, - сказал он, - народы, с людьми Его, и да укрепятся Им все сыновья Божий, ибо за кровь сыновей Своих Он мстит и отомстит, и воздаст месть врагам, и ненавидящим Его воздаст, и очистит Господь землю людей Своих", то есть языков.
Еще сам Моисей, предвозвещая воплощение Сына и Слова Божия, сказал: "Восставит Господь Бог из братии наших пророка, как меня" (Втор. 18, 15), "и всякая душа, которая не послушает его, истребится" (ср. Втор. 18, 19). Слова "как меня" показывают не что иное, как то, что тот, о ком он предвозвещает, - человек, и придет от Бога, а не будет неким обманщиком или лжепророком. А слова "из братии наших" - что он будет из евреев, а не из какого-либо иного народа. А если кто-нибудь впоследствии скажет, что он такой же пророк, посланный от Бога, как многие лжепророки и обманщики, появляющиеся в Иудее, пусть ему не верят и не принимают его и пусть он будет изгнан отовсюду как обманщик и лжец. Смысл же изречения таков: как Я вас избавил от горького рабства египтянам и дал Закон для вашего спасения, так и предвозвещенный Мною пророк освободит весь мир от пагубнейшей власти и тирании дьявола и от беззаконного наискверыейшего культа идолов и дарует всем Закон освобождения. И пророк Давид говорит: "Сказал Господь Господу моему: сиди по правую руку от Меня, пока я положу врагов Твоих в подножие ног Твоих" (Пс. 109, 1).
Ксен: Здесь, царь, я больше сдержать себя не могу: пусть все остальное вы стараетесь насильственно истолковать по-своему, но это никто не дерзнул бы связать с кем-то иным, кроме Иезекииля, о котором, как всем известно, это и сказано.
Император: Если бы в псалмах были какие-то темные места вроде многократно высказанных пророками иносказаний и загадок, то была бы и возможность у желающего как-то злоупотребить ими. Поскольку же мне хочется теперь, оставив в стороне множество трудно истолковываемых пророчеств о Христе, взять прежде всего и рассмотреть самые важные, против которых даже весьма невежественный человек не смог бы ничего возразить, я постараюсь по порядку разъяснить тебе все содержание псалма.
Прежде всего осознай, что говорит эти слова не кто иной, как царь. А раз это так, а не иначе, почему же он говорит в начале: "Сказал Господь Господу моему"? Кого он называет своим Господом? Неужели Иезекииля? Возможно ли допустить, что одному лишь Богу подвластный в своем царствовании и господстве, Давид называет своим господом Иезекииля? А если не Иезекииля, значит ли это, что можно найти какого-то другого господина для Давида? Некого совершенно. Остается считать, что он имеет в виду Господа, то есть Бога. О своем Господе, значит, Христе, он говорит, что тот сядет по правую руку от Бога и Отца. Какой мыслью Давид руководствовался, говоря это, тебе станет яснее из дальнейшего.
Почему он сказал: "Жезл силы пошлет тебе Господь с Сиона, и ты господствуй среди врагов твоих. С тобою власть в день силы твоей в сияниях святых твоих. Из чрева прежде денницы родил тебя. Поклялся Господь и не раскается: ты священник вовек по чину Мелхиседекову"? (Пс. 109. 2-4).
Слова "сиди по правую руку от меня" Бог говорит воспринятому его Сыном и Словом человеку, которого, начав существовать во времени во плоти, тот освятил от самого зачатия и прославил. Желая показать, что Бог-Отец безначален, человек же, которого его Сын-Слово воспринял, имеет начало во времени, пророческое слово говорит: "сиди", - являя таким образом свойственную плоти способность сидеть и пребывать, а с помощью образа седалища - величие чести. Воспринятая ведь Господом от нас плоть благодаря соединению с божеством и освятилась, и сидения по правую руку от Бога-Отца удостоилась. Божество же ни в коей мере не подверглось телесным страданиям.
Ведь как железо, соединившись с огнем, не передает ему свою черноту и холодность, а, скорее, само воспринимает его блеск и сияние, равно как и жар, так и единородный Божий Сын-Слово передал плоти величие своей божественности, не сделавшись сам причастником ее страданий. Он соединился с ней, никаким беспорядку или изменяемости не подвергнув свою божественность. Пребыв каким Он был и прежде соединения Богом, Он и освятил воспринятое, и прославил, и места по правую руку Отца удостоил.
О правой руке Бога говорится не в том смысле, что Он имеет ее или левую, нет, конечно, или что Он опирается, сидя или стоя, или вообще что-либо из того, что свойственно телам, делает или претерпевает, поскольку Он вне всего, что существует телесно, - Он ведь везде присутствует и все наполняет (см. Ефес. 4, 10), - но чтобы с помощью образа седалища и правой стороны показать сверхъестественность чести.
Враги же, о которых Он говорит, что положит под ноги Его, это - дьявол, смерть и почитающие идолов люди, неразумно на них уповающие. Хотя и теперь кажется иногда, что дьявол жив, но поистине он умер и погиб, поскольку были единожды ниспровергнуты его тирания и власть, когда Христос связал его и заковал и всех, кого тому прежде удалось поглотить, решительным образом освободил из его утробы.
Это ведь предвидя, пел Давид: "Взойдя на высоту", имеется в виду на крест, "Ты пленил плен и раздал дары людям" (Пс. 67, 19), то есть находящимся под властью дьявола, а скорее, насильно им удерживаемым. Ты отпустил их, развязав, и дал людям все враждебные им силы его как дары, то есть дал им возможность попирать и поругать то, чем они были прежде порабощены, чтобы не оказывалось оболганным истинное имя человека. Ведь эллинские мудрецы определяют человека как животное разумное, смертное, восприимчивое к уму и наукам, как оно есть и на самом деле.
Но это не совершенное определение для настоящего в собственном смысле слова человека. Ибо человек в собственном смысле слова тот, кто сохраняет неоскверненным и целым то, что в нем "по образу и по подобию Божию" (Быт. 1, 26). Как мы говорили. Господь, разрушив владычество и царство ада, отдал его на поругание и уничижение святым. Но кажется, что ад еще мечется, потому что он не полностью предан еще ждущему его огню, и в этом нет ничего странного. Когда, приступая к кому-нибудь, он осиливает и оказывается принят, он делает свое дело, всякими способами стараясь, чтобы такой человек оказался соучастником его осуждения и погибели. А если упомянутым мной людям случится быть поистине не зря носящими имя человека, то он оказывается далеко отогнанным и попираемым рабами Божиими. Разрушив подобным образом и смерть и тление, на каковые был осужден за ослушание Адам, а из-за него и его потомки. Он даровал людям бессмертие и нетление. Да и не только это: Он совершенно уничтожил также служение и поклонение идолам.
Вот это и значат слова "доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих", - имеется в виду - врагов Его и Отца, ибо враг одного из них есть враг обоих. Произведя из своего нутра единственно истинные и справедливые разум и культ, Он дал их всем.
Ты не подумай только, что слова "доколе положу врагов Твоих" предполагают, что Отец споборствует Сыну как неспособному осилить: он хотел ими показать единство Своей и Сыновней силы. Как в Евангелиях Сын говорит: "Никто не приходит к Отцу, кроме как через Меня" (Ин. 14, 6), так и здесь говорит Отец: "От Меня враги Твои падут под ноги Твои. Жезл силы пошлет Тебе Бог Господь с Сиона, и господствуй среди врагов Твоих". Что за жезл Богом с Сиона и кому послан? Иезекиилю? Ни в коем случае. Человеку, которого воспринял Сын и Слово Божие. Говоря, что Он пошлет жезл силы с Сиона, Он имел в виду крест, водруженный на Сионе. "Ибо с Сиона, - сказал Исайя, - выйдет Закон, и Слово Господне из Иерусалима" (Ис. 2, 3). И как жезлу, находящемуся в руках пастыря, сообщается способность пасти стадо и отгонять от него зверей, так и крест и Евангелие для принимающих божественное крещение, пребывающих в нем и внимающих апостольским учениям и преданиям, являются своего рода жезлом, направляющим их на божественные нетленные райские пажити, а для слушающих и противящихся - жезлом силы, одних возвращающим - заблуждающихся и отбегающих в сторону, а других и совсем отгоняющим, ведь крестом был побежден дьявол. Силою креста и имени к нему Пригвожденного были совершены очень многие удивительные чудеса. Надо ли много говорить? Силою креста и Евангелия целая вселенная вняла божественной проповеди и люди стали рабами Христа, а по обетованию, через Христа, сыновьями Авраама, так как сам Христос происходил от семени Авраама. Тогда-то Он и стал господствовать среди врагов Своих.
Обрати внимание на точность пророческих слов: почему он не сказал "побеждай" врагов своих, но "господствуй" среди них? Побеждать ведь не значит господствовать среди врагов: когда кто-либо одолеет часть вражеской силы, полностью своих врагов он еще не поработит. Господствовать же - значит раз и навсегда подчинить себе своих врагов. Он и сказал "господствуй", показывая тем самым свою превосходящую силу (см. Ефес. 1, 19) и окончательное низвержение Его врагов. Так же точно и "среди" указывает на мощь его владычества. Ведь проповедь, совершавшаяся в среде столь сильных врагов, превозмогла их всех, одних посрамив и, как зверей, отогнав, а других присоединив к себе. Подумай, среди какого количества и сколь великих стран и городов, бесновавшихся от вакханалий идолопоклонников, и сами апостолы, и те, кто воспринял от них их проповедь, учреждали жертвенники и создавали храмы и делали это, как я уже сказал, подвергаясь многим мукам и невыносимым карам.
Слова "с тобою власть в день силы твоей" имеют в виду власть, свойственную по природе, а не извне пришедшую, как у многих. На это указывают слова "с тобою", приличествующие одному только Богу и никому другому. Об этом же сам Давид сказал в другом псалме: "Царство Твое - царство всех веков, и владычество Твое во всяком роде и роде" (Пс. 144, 13). То же самое и здесь он говорит словами "с тобою власть в день силы твоей" (Пс. 109, 3). А в какой день? В тот день, когда крест будет иметь дерзновение, когда все народы уразумеют Твою непобедимую силу и Твое безмерное снисхождение, что и произошло. Предвидя это обращение народов, тот же Давид сказал: "Веселитесь, народы, с людьми Его" (ср. Пс. 66, 4-5) и "Хвалите Господа, все народы, хвалите Его, все люди" (Пс. 116, 1). И Исайя сказал: "Будет корень Иессеев, и восстающий обладать народами, на Него будут уповать народы в сиянии святых Твоих" (ср. Ис. 11, 10). Каких же святых? Пророков, апостолов, мучеников, преподобных, которые "в глазах безумных казались умершими" (Прем. Сол. 3, 2), каковые мирно пребывают "в руке Божией" (Прем. Сол. 3,1), как сказал Соломон, и каковые, по словам Евангелия, ярче солнца воссияют во второе Христово пришествие (ср. Мф. 13, 43).
"Из чрева прежде денницы родил Тебя" (Пс. 109, 3). О ком из когда бы то ни было родившихся можно сказать, как о родившемся прежде солнца? Воистину ни о ком. Уж не об Иезекииле, о котором вы лживо говорите. Это сказано настолько точно, что не может быть применено даже к ангелам, так что никто пусть не думает, что это сказано о ком-то из них. Слова "из чрева" указывают на единосущие рожденного с родившим.
Видишь, как ясно и точно пророк, говоря это, показывает Его Богом и человеком, имеющим ту же сущность, что и родивший Его Отец. Ведь словами "сказал Господь" он явил Отца, а дальнейшими словами: "Господу моему", "сиди по правую руку от Меня, пока не положу врагов Твоих в подножие ногам Твоим", "жезл силы пошлет тебе Господь с Сиона" и "господствуй среди врагов твоих" - он указал на человека, которого воспринял Сын и Слово Божие; словами же "из чрева прежде денницы родил тебя" засвидетельствовал истинность сыновства и тождество по существу. Если, как где-то сказано, каждое животное и растение по необходимости рождает себе подобное (ср. Быт. 1, 11-12), то тем более так обстоит дело, думаю, и с превосходящим все Богом, рождающим единосущного себе Сына. Выражение же "из чрева" - разъясняющее уподобление; во всяком случае думать о чреве в прямом смысле применительно к Богу не подобает.
"Поклялся Господь и не раскается: ты священник вовек по чину Мелхиседека" (Пс. 109, 4). Ведь как Мелхиседек был священником Бога всевышнего, а при этом царем Салима, то есть мирной жизни, встретившим возвращавшегося после битвы с царями патриарха Авраама, имевшего обетования, благословившим его и взявшим от него десятину (см. Быт. 14, 20), так и Христос ведь священник, поскольку принес себя в жертву ради всеобщего спасения, отличаясь от Мелхиседека лишь тем, что тот, будучи человеком, как человеку и подобает, умер, а Христос есть священник вовек, так как будучи единожды принесен в жертву и заклан. Он пребывает вовеки. И как тот благословил Авраама, по плоти - отца иудеев, а по обетованию - отца всех народов, и обрезанных и необрезанных, и меньшее благословляется большим, и десятину от него принял, так и сделавшийся священником по чину Мелхиседека Христос стал Господом всех народов, и необрезанных и обрезанных. Ведь немалое число и обрезанных поверило в имя Его, хотя гораздо больше осталось не уверовавших.
Слова же "Поклялся Господь и не раскается" должны явить то, что поскольку всякий, кто клянется, клянется, либо себя считая недостойным того, чтобы ему поверили, полагая, что благодаря клятве его словам поверят, либо зная, что слушающий малодушен и неспособен ему поверить, если он к своим словам не присовокупит клятву. "Поклялся" Бог говорит не из-за себя самого - какая в этом нужда? - но из-за непослушания, упрямства и жестокости ваших отцов по отношению к тому обетованию, что Христос будет священником вовек по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона. Но ничего не помогло, даже клятвы оказалось недостаточно, чтобы вас убедить и неразумное ваше сердце привести к разумению, и то, что божественный пророк сказал о Христе, вы не побоялись в высшей степени неразумно отнести к Иезекиилю.
А слова "из потока на пути выпьет, и потому вознесет главу" (Пс. 109, 7) указывают на простоту и незатейливость образа и мест жизни Его, почти буквально предсказывая, что Он настолько смирит Себя и так скромно будет жить, что негде Ему будет голову преклонить (см. Лк. 9. 58) и даже жажду придется утолять из каких попало случайных потоков и вод. А то, что Он вознесет главу, означает, что Он вознесет воспринятую Им человеческую природу на небеса и посадит по правую руку от Отца. Разве это имеет в виду Иезекииля, а не Христа? Кто столь далеко ушел от ума, чтобы такое хотя бы только и помыслить? Вот каково содержание этого псалма, и все в нем ясно проповедует Христа.
Отрывки из книги /"Диалог с иудеем" Иоанна Кантакузина./