Димитрию
Сон.
Представитель Патриарха приезжает в Екантеринбург, чтобы получить разъяснения, нареканий по работе телеканала "союз". Было указание создать праваславный телеканал. Были изготовлены памятки разъясняющие верующим цели и задачи этого начинания.
Представитель патриарха делая официальное заявление по факту исследования вопроса, говорит: были рекомендованы памятки на бледно синем фоне. где приводится вопрос священнику. "Может ли Церковь исцелить больного (суть вопроса) далее: ляляля татата...
Ответ: Может.
Далее пояснение: (обычным шифтом) Церковь может исцелить душу, но если вы имеете в виду: может ли оказать медицинскую помощь, то среди паствы есть врачи, а в крайнем случаи поможем средсвами. Но вместо этого - подолжает пред. Патриарха: были выпущены памятки на кроваво красном фоне, на которых написано: Приидите больные и немощные, и церковь исцелит вас. - и заключает: После таких заявлений церковь саму надо лечить или покрайней мере закрывать на карантин. (На этих его словах, я проснулся.) Во-как!
Наверно, от того этот сон, что не дождавщись прямого инт.-вещания, просмотрел кое-что в записи, на вскидку, первое, что попадется.
Один говорит, делая пазуы между группами слов; слушая, мозги начинают закипать. Очень похоже на НЛП. Другой сказал, что человек в сегодняшнем грехе своем, стал на ступень ниже животных. Я бы ему посоветовал сравнить стаю дельфинов или шимпанзе и общину лиц БОМЖ на свалке. Очевидно, что у последних организация жизнедеятельности намного выше. Третий заявляет... т.е. после слов: благословите на беседу - уже надо дальше не смотреть. Трижды прокрутил этот момент, впервый раз даже вздрогнул: не уже ли багословит?! А потом священник говорит такую фразу: диавол вселился в змия; когда как в писании: Змей был хитрее всех зверей полевых... и идалее: И сказал Господь Бог змею:
4. Грехопадение прародителей
В дальнейшем библейском повествовании мы находим еще добавочные, очень важные указания о мире и человеке: прежде всего рассказ о грехопадении прародителей и изгнании их из рая — а затем рассказ о потопе.
Что касается первого, то вот что мы находим в 3-й главе Библии. Тут рассказывается, что змей, искушая Еву, спросил ее, могут ли она и Адам есть все плоды в раю,— на что Ева ответила, что они могут вкушать плоды со всех деревьев, кроме дерева познания добра и зла, так как если они его вкусят, то умрут. На это змей сказал — нет, вы не умрете, если вкусите этого плода, но станете сами как Бог. Ева, прельщенная красотой плодов дерева познания добра и зла и соблазненная словами змея, взяла плод, съела его, дала съесть и Адаму. Тогда, как повествует Библия, у них обоих открылись глаза, они устыдились своей наготы, а когда услышали голос Бога, то скрылись от Него. На вопрос Бога, отчего они скрылись и не ели ли они плодов от дерева добра и зла, Адам рассказал все... Нарушение заповеди Божией, данной людям для воспитания в них послушания, столь необходимого, чтобы дар свободы восполнялся всегда благодатью свыше, привело к изгнанию Адама и Евы из рая. Грех прародителей изменил то высокое положение, какое Господь дал людям в мире,— и вместо царственного владычества над землей человек стал рабом природы, должен был подчиняться ее законам. Смерть вошла в мир...
Этот библейский рассказ дает ключ к пониманию зла. Христианство, развивая учение Библии, выработало понятие «первородного греха»; это понятие выражает то изменение в самой природе человека, в силу которого действие образа Божия в человеке постоянно ослабляется проявлениями греховности, гнездящейся уже в природе человека (в силу первородного греха). Это учение христианства дает разрешение труднейшего вопроса, который всегда волнует людей,— о смысле и происхождении зла. Сущность зла, по христианскому учению, заключается лишь в отходе от Бога, в разрыве с Ним. Конечно, и невежество, и тяжелые социальные условия толкают людей на злые дела, причиняющие страдания, но источник зла в самом человеке, в его воле, в свободном избрании им пути жизни, т. е. в выборе того, быть ли ему с Богом, или без Него, или даже против Него. Эта «склонность к греху» присуща даже малым детям, у которых еще не развито сознание, не раскрылась личность и ее волевая сила,— и это значит, что корень зла не в самой личности, а в нашей природе, в вошедшей в нашу природу греховности, т. е. в следовании не тому, что от Бога, а тому, что рождается из противления Его воле.
Зло началось в ангельском мире. Библейские тексты мало говорят о падении Денницы, но ко времени пришествия Господа на землю в ветхозаветном сознании уже со всей ясностью определилось учение о Сатане и ангелах, последовавших за ним. Отсюда очень ранняя склонность у христианских писателей толковать искушение, которое испытала Ева от змея, как искушение от Сатаны, через змея соблазнившего Еву. В драматическом прологе в книге Иова уже с полной силой выступает сознание, что Сатане дана Богом пока некая власть, которой он пользуется для искушения людей. А в Евангельском рассказе об искушениях Господа, когда Он после крещения пребывал в пустыне 40 дней (см. Матф., гл. 4, ст. 1-11; ср. Марка, гл. 1, ст. 13; Лука, гл. 4, ст. 1—13), еще сильнее выступает то, что Бог допускает до времени действия диавола среди людей.
Падение Сатаны и других ангелов создало не зло, а носителей зла. Мы хотим этим сказать: зло не существует, с христианской точки зрения, как нечто само по себе сущее, но есть злые существа (диавол и его «воинство»), сами отошедшие от Бога и стремящиеся отвратить от Бога и род человеческий. Греховность, вошедшая в природу человека через первородный грех, создает возможность искушения,— так что то, что у Адама и Евы было чистым проявлением их свободы, в человечестве осложняется этой живущей в человеке склонностью к греху. Человеческая природа стала, по церковному выражению, «удобопревратна»; человеческая воля ныне слаба, свобода часто действует не при полном свете сознания. Нужна постоянная борьба со склонностью к греху, чтобы человек овладел своей свободой и смог бы противиться соблазнам. Часто только лишь после больших падений и тяжких грехов люди «приходят в себя» и начинают борьбу с собой. В человеке действительно всегда идет борьба добрых и злых движений, и на эту «невидимую брань» указывает сам Господь, говоря, что только «употребляющие усилия» могут «восхитить Царство Божие» (Матф., гл. 3, ст. 12).
Евангелие заключает в себе очень много указаний Господа на эту борьбу добра и зла. Особенно важна для понимания зла в человеке притча о том, как на поле, на котором была посеяна пшеница, «врагом», т.е. диаволом, ночью (в темноте, при отсутствии света, сознания у людей) были посеяны плевелы (Матф., 13, 24-30). Не входя в анализ этой замечательной притчи, обращаем лишь внимание на нее — она объясняет, отчего Господь допускает злу до времени распространяться в мире.
( В. В. Зеньковский.)
Первые главы Бытия самый оспариваемый атеистами эпизод в Библии и трактовать его своими словами, следует очень осторожно, тем более священнику.
Я повторюсь: Если текст или речь в превый же момент вызывает недоверие (дискомфорт), надо прикратить читать и слушать это, так как мозг перестраивается и человек начинает верить чему угодно.