Если золото всплыло, правда утонет.
Без правды жить легче, да помирать тяжело.

Русские народные пословицы

О том, как опасно возвещать Истину в наше непростое время, свидетельствует опыт доброго пастыря, настоящего Христова воина, владыки Диомида. Его призыв к решению насущнейших проблем современной церковной жизни был встречен мутным потоком клеветы и безпочвенных обвинений, в коих обязательно присутствует какой-то истошный оттенок: «КАК ОН ПОСМЕЛ?!»
Грязи на Владыку за последнее время вылито немало, но этого и следовало ожидать, ведь если объективно разобраться в поднятых Владыкой вопросах, да еще начать принимать соответствующие меры, то немалой части представителей высшего духовенства пришлось бы многое менять в своей безпечально обустроенной жизни, и сладости в ней тогда весьма бы поубавилось. Вот и пишут, дабы прикрыть собственную трусость, кто по заказу, а кто и себя не прочь показать перед высшим начальством, например, для того, чтобы потом было чем отчитаться: «А мы ведь его увещевали-с!»
К таким посланиям, видимо, относится и публикуемое нами письмо епископа Феогноста, наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, пришедшее на адрес Чукотской епархии. Не хочется, конечно, даже малюсенькой тени бросать на любимую всеми обитель Преподобного Сергия, но мы этого и не делаем. Наместники приходят и уходят, а Лавра стоит и, Бог даст, не потеряет своей благодати до скончания века. Впрочем, о характере письма и ответа на него владыки Диомида предоставляем безпристрастному читателю судить самому.

   
Его Преосвященству Диомиду, епископу Анадырскому и Чукотскому
Преосвященнейший Владыко!
Уверен, что для Вашего Преосвященства не будет новой или странной причина моего нынешнего к Вам обращения. К моему глубокому прискорбию, причина для написания этого письма та же, что побудила Духовный Собор Лавры обратиться к Вам с увещанием, а меня и еще двух уважаемых насельников Обители Преподобного Сергия в мае сего года посетить Вас в вверенной Вашему попечению епархии. Причина этого – глубокая тревога, которую вызывает Ваша непрекращающаяся политическая деятельность, могущая, да избавит нас от сего всемогущий Господь, привести в смятение некую часть чад Русской Православной Церкви.
Непосредственным же поводом для этого моего нового обращения к Вашему Преосвященству послужило появление в средствах информации текста Вашего очередного интервью для газеты «Дух христианина». Поскольку с момента его опубликования прошло уже достаточно много времени, а с Вашей стороны не появилось никаких уточняющих разъяснений, то мне, к моему глубокому сожалению, не остается уже более никакой возможности предполагать, что в этом интервью взгляды Вашего Преосвященства изложены неверно или в чем-либо искажены.
Ваше Преосвященство! Несмотря на все мое нежелание вступать в безплодную полемику с Вами, оставить Ваше последнее высказывание без внимания и хоть какого-то ответа не считаю для себя возможным. Тяжело и прискорбно писать такое собрату-архиерею, бывшему насельнику Троице-Сергиевой Лавры, но мой долг побуждает меня предостеречь Ваше Преосвященство еще раз: Ваши взгляды, по моему мнению, приобретают все большую определенность как взгляды расколоучителя. Трудно иначе расценить Ваше рассуждение в упомянутом интервью о том, что «лучше ходить в храм, где нет ИНН», и только если таких храмов нет, то «можно ходить в какой есть». Страшно слышать такое из уст не какого-нибудь неуравновешенного неофита, привнесшего с собой в Церковь неудовлетворенную страсть политической борьбы, а от архиерея Православной Церкви, получившего благодать епископского служения в той самой Церкви, храмы которой, опять-таки по Вашим словам, «зачастую лишает благодати принятие ИНН».
Что может быть страшнее, Ваше Преосвященство, чем это новое деление храмов Русской Православной Церкви на благодатные и безблагодатные по политическим мотивам? Неужели трагический опыт нашей Церкви не научит нас тому, как трудно врачуются раны такого разделения? Опомнитесь, Владыко, Вы у опасной черты, если уже не переступили ее. Прислушайтесь к мнению Ваших собратьев-архипастырей, ведь они, вопреки Вашим утверждениям, отнюдь не «молчат, как рыбы», якобы подавленные человеческим страхом. Прислушайтесь к мнению архипастырей, отдающих все свои силы решению действительных проблем церковной жизни, проблем действительного воцерковления миллионов наших соотечественников, насильственно отторгнутых от Церкви Христовой, а сейчас повернувшихся к ней. Неужели Вы, Ваше Преосвященство, не страшитесь дать всем этим людям вместо «хлеба животнаго» истинного христианского учения и возможности духовного преображения в Церкви, змеиный яд душепагубной политической борьбы, прикрывающейся псевдорелигиозной риторикой? Неужели, Владыко, Вы действительно считаете себя единственной опорой миллионов православных людей, «брошенных и оставленных», как Вы утверждаете, и «государством, и Церковью»? Не опасаетесь ли Вы, что чуждые Церкви силы стремятся сделать из Вас такую политическую фигуру? Еще раз призываю Ваше Преосвященство задуматься над этим.
В своем последнем интервью Вы, Ваше Преосвященство, назвали свою деятельность «критикой, которая никогда вреда Церкви не приносила, а только пользу» и сравнили ее с Божиим дерзновением преподобной Марии Египетской, обличившей некогда через старца Зосиму непорядки в одном из монастырей. Оставляя совести Вашего Преосвященства судить, действительно ли глубина Вашего христианского смирения и покаяния сподобила Вас меры святости преподобной Марии Египетской и облекла Вас величественным дерзновением возвещать другим непреложную волю Божию, я, в заключение своего письма, позволю себе напомнить Вашему Преосвященству, что благодать Божия, которую по молитвам Церкви получает епископ, не гарантирует его непогрешимости и дается ему лишь как залог, о котором он будет истязан в Страшное и Преславное Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

Остаюсь недостойный сомолитвенник Вашего Преосвященства, Феогност, епископ Сергиево-Посадский, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
12 декабря 2007 года

ОТВЕТ ВЛАДЫКИ ДИОМИДА

Его Преосвященству Феогносту, епископу Сергиево-Посадскому, наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Ваше Преосвященство!
   
Вы обвиняете меня в непрекращающейся политической деятельности. Обвинение довольно-таки суровое. Уверен, что оно не случайно выдвинуто Вами и теми, кто за Вами стоит. Но видит Бог, я не вдавался в народные управления и всегда неупустительно пребывал и пребываю при делах церковных.
Вы принудили меня к оправданию и пишите, что деятельность моя может «привести в смятение некую часть чад Русской Православной Церкви».
Владыко, пробудитесь! Огромная часть нашей Русской Церкви давно пребывает в смущении, и наш с Вами пастырский долг – уврачевать паству, изъяв причину этих смущений. А она, как известно, заключается не в политических, а именно в духовных прогрессирующих явлениях апостасии: глобализме и экуменизме.
Не стану повторяться, разъясняя всю опасность этих болезней, да и Вы, будучи у нас в гостях, согласились с тем, что таковые проблемы существуют, и что Вы категорически настроены против них. Однако ведете себя как сторонник этих пагубных процессов.
Ваше Преосвященство! Вы считаете своим долгом заградить мне уста, чтобы я более не писал и не говорил людям правды о произволе властей, когда вот уже десять лет тех, кто по религиозным убеждениям, не принимают ИНН и новых паспортов, изгоняют с работы, лишают заслуженных пенсий? Чтобы я молчал при виде беззаконий со стороны некоторых представителей нашей Церкви, совершающих совместные моления с еретиками? И Вы говорите, что это Ваш долг?
Скажу Вам Вашими же словами: «Страшно слышать такое из уст не какого-нибудь неуравновешенного неофита <…>, а от архиерея Православной Церкви, получившего благодать епископского служения в той самой Церкви».
Видимо, Вы совсем утратили благоговение и страх Божий, если не видите ничего плохого в том, что храму, вернее сказать, церковной общине, совершающей моления в Доме Господнем, присваивается кощунственный регистрационный номер как обычному рыночному товару. А ведь каждый христианин знает, что община (малая церковь) – это Тело Самого Христа.
Именно отсюда смущение в народе Божием. И первым об этом заявил в свое время не грешный Диомид, а Священный Синод, когда обратился в Министерство по налогам и сборам.
Больно было увидеть в Вашем письме известный обновленческий прием относительно «меры святости преподобной Марии Египетской» с ироническими пассажами, которые отнюдь не украшают православного архипастыря. Не украшает Вас и язвительность в мой адрес, что якобы я считаю себя единственной опорой миллионов православных людей, «брошенных и оставленных» и «государством, и Церковью». Тем не менее, хочу напомнить Вам слова апостола Павла, рекшего: умоляю вас: подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16). А как поступал Павел в подобных ситуациях, думаю, Вы как епископ обязаны знать.
Мы имеем налицо факт народного смущения. Люди не желают быть участниками всех этих антихристианских процессов. Для Вас – это темный, ничего незнающий народ, а для апостола – это возлюбленные чада Божии. Потому-то святой Павел говорит: если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (Там же. 8, 13).
Подобным образом обязан поступать каждый христианин: если существует смущение в принятии этих ИНН и прочих электронных документов для немощных чад Церкви Божией, то не станем принимать их вовек, чтобы не подавать повода к соблазну.
Взгляните трезво на ситуацию и Вы поймете, что у нас, епископов, два пути: либо мы будем безумцами для мира, но встанем на защиту гонимой глобализацией паствы, либо же сами станем гонителями смущенного, вверенного нам Самим Господом, народа. И тогда уж точно повторится трагический опыт нашей Церкви.
Неужели Вы, епископ Русской Православной Церкви, дадите на растерзание прогрессирующего глобализма свою смущенную паству и после этого будете иметь мир в душе? Призывая к охранению мира в Церкви, Вы, Ваше Преосвященство, сами этот мир, насколько мне известно, не храните, а ведете политику духовного разрушения Лавры - духовного центра и сердца России. Из переписки с братией я с болью узнаю, что Лавра стала проводницей антихристианской идеологии глобализации – поклонения золотому тельцу, превращению в торгово-коммерческий центр. А по слову святого апостола Павла именно сребролюбие является "началом всех зол".
И это зло, которое духовно разъедает Лавру проявляется и на личном Вашем отношении к братии лавры: засаживания в тюрьму (архим. Исайя), психушки (иером. Климент), угрозы раздеть до штанов и выгнать из лавры (архим. Лаврентий), затыкания ртов у старших членов собора (архим. Наум), высмеивание несогласных с его позицией братии, уничижение, ссылки в командировки по женским монастырям, незаконные методы прещений (иерод. Авель) и др. Примеров более чем достаточно. А когда ссылают лечить монахов в психушку – это признак не немощи братий, а нездоровой обстановки в монастыре, которая всецело зависит от наместника и его линии. Вся эта ситуация в Лавре свидетельствует о том, что Вы, Владыка, до сих пор не поняли, что любовь во Христе, рождаемая отречением от мира и служением Церкви в хранении Священного Предания является главной особенностью монашеского жития. Отсутствие этого понимания - свидетельство неправильной духовности.
Вы говорите, что надо отдавать «все свои силы решению действительных проблем церковной жизни, проблем действительного воцерковления миллионов наших соотечественников, насильственно отторгнутых от Церкви Христовой, а сейчас повернувшихся к ней». Но неужели Вы считаете, что экуменический яд совместных молитв с еретиками способен воцерковить отторгнутых соотечественников? Свт. Иоанн Златоуст абсолютно ясно пишет: «Многократно говорил я вам, возлюбленные, и ныне молю: ничего не имейте общего с еретиками – ни в пище, ни в питии, ни в делах... Имеющий сношения с еретиками, хотя бы в жизни своей следовал житию безплотных, чуждым творит себя Владыке Христу...»
Наш долг – не просто обращать людей к Богу, как это лицемерно делали книжники и фарисеи, обличаемые Христом (см.: Мф. 23, 15). Наш долг – проповедовать чистое неискаженное Евангельское учение Церкви, ничего не прибавляя и не убавляя.
Вы спрашиваете, не опасаюсь ли я, что чуждые Церкви силы стремятся сделать из меня политическую фигуру? Нисколько, потому что чуждые Церкви силы стоят по ту сторону, и Вы не можете не знать, что расправа надо мной давно готовится.
Я не расколоучитель, как Вы меня надуманно охарактеризовали. Всегда был и остаюсь епископом Русской Православной Церкви. Однако земная Церковь неразрывно связана с Небесной, и нам, епископам, необходимо заботиться о том, чтобы не оказаться в расколе еще и с Небесной Церковью, чтобы не отпасть нам от апостольского учения и учения Святых Отцов. Напомню Вам, Ваше Преосвященство, что в архиерейской присяге, которую мы с Вами принимали перед Божиим Престолом, Честным Крестом и Святым Евангелием, есть такие слова: «Обещаюся каноны святых апостол, Седми Вселенских и благочестивых Поместных Соборов и правила Святых Отец хранити и соблюдати».
А что получается на деле? Если я у опасной черты, то Вы давно ее переступили, защищая тех, кого бы стоило порицать, и осуждая тех, кого бы следовало поощрять.
Писали ли Вы подобные «увещательные послания» к епископу Марку Егорьевскому, который публично попрал Догмат о единстве Церкви, заявив в СМИ, что Православная Церковь не единственная, угодная Богу?
Или, может быть, Вы писали митрополиту Кириллу Смоленскому и Калининградскому, объявившему вопреки церковным канонам, запрещающим совместную молитву с отпавшими от Церкви, что молитву «Отче наш» теперь можно читать вместе с еретиками-иноверцами (католиками и протестантами)?
Уверен, что никому из них Вы не писали, потому что Вы боитесь – боитесь потерять свое место. Вы знаете, что за подобные «увещания» Вас сразу же отправят на покой, как епископа Серафима Белоцерковского и Богуславского и епископа Ипполита Хустского и Виноградовского, которые не побоялись выступить в защиту Православия и смущенного народа Божия.
Желаю и Вам, Ваше Преосвященство, поступать так же, более трезвиться и молиться о моем недостоинстве. А собирать духовные соборы по поводу моей худости не следует, поскольку это не соответствует канонам нашей Церкви и не имеет к моей епархии никакого отношения.

С любовью о Христе,
недостойный епископ Диомид