Источник: Десять Заповедей Божиих
Аз есмь Господь Бог твой; да не будет тебе бози инии разве Мене.

Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею; да не поклонишися им, ни послужиши им.

Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.

Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота Господу Богу твоему.

Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.

Не убий.

Не прелюбы сотвори.

Не укради.

Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего. (Кн. Исход, гл. 20, cm. 2, 4-5, 7,8-10,12,13,14,15,16,17).

На церковнославянском языке

Церковнославянский текст десяти заповедей в Русской Православной Церкви выглядит следующим образом:

1. Азъ есмь Господь Богъ твой. Да не будутъ тебѣ бози иніи развѣ Мене.
2. Не сотвори себѣ кумира, и всякого подобія, елика на небеси горѣ, и елика на земли низу, и елика въ водахъ подъ землею, да не поклонишися имъ, ни послужиши имъ.
3. Не во́змеши и́мене Го́спода Бо́га твоегѡ̀ всу́е.
4. Помни день субботний, еже святити его: шесть дней дѣлай, и сотвориши (въ нихъ) вся дѣла твоя. Въ день же седьмой — суббота Господу Богу твоему.
5. Чтѝ отца̀ твоего̀ и ма́терь твою̀, да бла́го ти́ бу́детъ, и да долголѣ́тенъ бу́деши на землѝ бла́зѣ, ю́же Госпо́дь Богъ тво́й дае́тъ тебѣ̀.
6. Не убі́й
7. Не прелюбы̀ сотворѝ.
8. Не укра́ди.
9. Не послу́шествуй на дру́га своего̀ свидѣ́тельства ло́жна.
10. Не пожела́й жены̀ и́скреннягѡ твоегѡ̀, не пожела́й до́му бли́жнягѡ твоегѡ̀, ни села̀ егѡ̀, ни раба̀ егѡ̀, ни рабы́ни егѡ̀, ни вола̀ егѡ̀, ни осла̀ егѡ̀, ни вся́когѡ скота̀ егѡ̀, ни всего̀ елика су́ть ближнягѡ твоегѡ̀.

Десять заповедей (Декалог или Закон Божий) (ивр. עשרת הדברות‎«асерет-а-диброт» [1], греч. δέκα λόγοι дословно — десятисловие) — предписания, десять основных законов, которые, согласно библейскому тексту, были даны самим Богом Моисею на горе Синай приблизительно через пятьдесят дней после того, как евреи покинули Египет (Исход 19:10-25).

Десять заповедей содержатся в Пятикнижии в двух версиях, отличающихся друг от друга многочисленными вариантами (см. Исход 20, 2-17; Второзаконие 5, 16-18). Согласно еврейской традиции, вариант, содержащийся в кн. Исход, был на первых, разбитых скрижалях, а вариант Второзакония — на вторых. Обстановка, при которой Бог дал Моисею и израильтянам десять заповедей, описана в Библии в ярких красках. Синай стоял в огне, окутанный густым дымом, земля дрожала, гремел гром, блестела молния, и, в шуме разбушевавшейся стихии, покрывая его, раздавался голос Божий, произносивший заповеди (Исх. 19, 1 и след.). Затем сам Господь начертал «Десять слов» на двух каменных скрижалях, «скрижалях свидетельства» (Исх. 24, 12; 31,18; 32,16) или «скрижалях завета» (Втор. 9,9, 11,15), и передал их Моисею. Когда Моисей спустился с горы, после 40-дневного пребывания на ней, со скрижалями в руках, и увидел, что народ пляшет вокруг золотого тельца, забыв о Боге, он пришел в такой страшный гнев от вида разнузданного пиршества, что от досады разбил о скалу скрижали с заповедями Бога. После этого Бог велел Моисею снова вытесать две новые каменные скрижали, на которых во второй раз начертал десять заповедей.

Перечни десяти заповедей в еврейской и христианской традиции несколько различаются. Согласно еврейской традиции, в Исх 20:2 содержится первая заповедь, а в Исх 20:3 — вторая. Согласно же христианской традиции, первая заповедь содержится в Исх 20:3, а Исх 20:2 рассматривается как общее вступление. Большинство протестантских церквей, а также Греко-католическая церковь делят вторую по еврейской традиции заповедь (Исх 20:3-6) на две, считая первый стих первой заповедью, а остальные стихи — второй. Римско-католическая и Лютеранская церкви делят на две десятую по еврейской традиции заповедь. Лютеране следуют порядку Второзакония и делают заповедь «Не желай дома ближнего» девятой заповедью, а дальнейшее — десятой.

Отредактировано Alexander (2007-05-19 15:39:43)