"вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего." (От Матфея 7:5)
Как относиться к родным и ближним
С ближними надобно обходиться ласково, не делая даже и видом оскорбления.
Мы в отношении к ближним должны быть как словом, так и мыслью чисты и во всем равны; иначе жизнь нашу сделаем бесполезною.
Не должно питать в сердце злобы или ненависти к ближнему враждующему, но должно стараться любить его и, сколько можно, добро творить, следуя учению Господа нашего Иисуса Христа: «Любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас» (Мф. 5, 44).
Отчего мы осуждаем братии своих? Оттого, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя и перестанешь осуждать других.
Осуждай дурное дело, а самого делающего не осуждай.
Если осуждаешь ближнего, учит преподобный Антиох, то вместе с ним и ты осуждаешься в том же, в чем его осуждаешь.
Самих себя должно нам считать грешнейшими всех и всякое дурное дело прощать ближнему, а ненавидеть только диавола, который прельстил его.
В молчании переноси, когда оскорбляет враг, и Господу открывай сердце свое.
Когда твою честь кто уничижает или отнимает, то всеми мерами старайся, чтобы простить ему, по слову Евангелия: «От взимающего твоя не истязуй» (Лк. 6, 30)
Когда нас люди поносят, то мы должны считать себя недостойными похвалы. Ежели бы были достойны, то все бы кланялись нам.
Мы всегда и пред всеми должны уничижить себя, следуя учению святого Исаака Сирина: «Уничижи себя, и узришь славу Божию в себе».
Брату грешащу, покрой его, как советует святой Исаак Сирин: «Простри ризу твою на согрешающем и покрой его».
Не должно судить никого, хотя бы собственными очами видел кого согрешающим или коснеющим в преступлении заповедей Божиих, по слову Божию: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1), и паки: «Ты кто еси судяй чуждему рабу? своему Господеви стоит или падает; станет же, силен бо есть Бог поставити его» (Рим. 14, 4).
За обиду, какая бы ни была нанесена нам, не токмо не должно отмщать, но напротив того должно еще прощать от сердца, хотя бы оно и противилось сему, и склонять его убеждением слова Божия: «Аще не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш Небесный отпустит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 15), и паки: «Молитеся за творящих вам напасть» (Мф. 5, 44).
Дух смущенного или унывающего человека надобно стараться ободрить любовным словом.
Исполненные духовною мудростью, люди рассуждают о духе какого-либо человека по Священному Писанию, смотря, сообразны ли слова его с волею Божиею, и по тому делают о нем заключение.
Преп. Серафим Саровский
Сейчас что творится, рады, что кому-то плохо. С родными происходят скандалы, ссоры, распри. Кого-то пьяного увидят, то все, начинаются осуждения, забывая свои грехи и радуясь тому, что именно кому-то плохо.
Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля. Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. 22 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. (Бытие 9:19-23)
Братьями руководила любовь, а у Хама ее не было.
И в нашей жизни по отношению к каждому невоздержанному и слабому человеку мы можем отнестись или как Хам, или как его братья. Мы можем осудить человека и спешить рассказывать о нем своим знакомым. Так будем мы подражать Хаму. Но мы могли бы пожалеть человека, скорбеть за него, молиться о нем или с любовью наедине вразумить его. Так мы могли бы покрыть его поступок своей любовью и подражать Симу и Иафету.
Однажды к прп. Пимену Великому пришли иноки и сказали, что в келье одного из братьев они видели женщину. Преподобный пошел с ними к брату. Войдя, он догадался, что брат спрятал женщину под пустой кадкой. Святой сел на кадку и предложил братии обыскать келью. Когда те ничего не нашли, Пимен дал им строгий выговор за напрасное осуждение брата и выслал вон из кельи. Когда братья ушли, он кротко и с любовью сказал согрешившему: "Подумай о душе своей, брат". Тот пал в ноги к старцу и просил простить его с тех пор он стал исправным иноком.
Преп. Пимен говорил, что "когда мы покрываем согрешения брата, Бог прикрывает наши согрешения...Никого не обличай, не поноси, даже и крайне худых по жизни своей. Распростри одежду свою над падающими и покрой его". Почему к греху осуждения так склонны все люди, и от чего он так легко усиливается во многих? Потому что начало, от которого он происходит, глубоко укоренилось в природе каждого из нас. Начало это -самолюбие. Вследствие повреждения нашей природы каждый из нас при рождении своем получает наклонность любить себя больше, чем Бога, и ближнего меньше чем себя самого.
Когда мы осуждаем ближнего, мы унижаем его честь, черним его доброе имя. Осуждение другого свидетельсвтует л о жестокости и черствости нашего сердца, об отсутствии в нем любви.