Не было святоотеческого разъяснения. Но вижу, что ты ненавидишь врагов Православной Церкви и не принимаешь экуменистическую ересь.
Здесь проблема в том, что святейший патриарх Алексий II пока не лишен священного сана и власти за проповедование экуменистической ереси, и пока остается святейшим патриархом Русской Православной Церкви. Дело в том, что до анафематствования экуменистической ереси на Поместном Соборе св. патр. Алексий II может покаяться и отвергнуть экуменизм по молитвам Православной Церкви, если же не покается, то он будет лишен сана, и тогда уже можно будет писать Алексий II. РПЦ не может быть без предстоятеля (святейшаго патриарха).
Борьба Православных христиан с ересью
При возникновении или возобновлении ересей, обязанностью каждого без исключения Православного христианина является борьба с ними. При этом главное для христианина, как учит святитель Василий Великий, «анафематствовать ересь и прервать всякое общение с еретиками».
Кроме того, необходимо отделяться от епископа, который обвиняется в том, что он нераскаянно заблуждается «в вопросах благочестия и праведности», что видно из 31-го Апостольского Правила, а именно, когда он действует «против долга и правды», как объясняет канонист Зонарь. Святитель Иоанн Златоуст учит, что если епископ или клирик, начальствующий в Церкви, лукав «по отношению к вере, то беги от него и не сообщайся с ним, хотя бы он был не только человек, но даже ангел, сшедший с неба». Все эти указания Святых Отцов в равной степени адресованы священнослужителям, монашествующим и мирянам, которые все вместе составляют единый народ Божий - Православную Церковь Христову.
Те Православные, которые отделяются таким образом от еретиков, придерживаясь Священных Канонов, «не только не подлежат положенной Правилами епитимий, но и достойны чести, подобающей Православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но потщились сохранить Церковь от расколов и разделений», как поясняют Святые Отцы в том же 15-ом Правиле Двукратного Собора. «Таковые отделились не от епископа, но от лжеепископа и лжеучителя, и не раскол произвели в Церкви, а, скорее, освободили Церковь от раскола, насколько это от них зависело», снова разъясняет Зонарь. Тот, кто проповедует ересь и кто привносит нововведение в Церковь, тот пытается разделить ее и нарушить ее целостность и единство. А тот, кто противодействует еретической проповеди и отделяется от нее - стремится спасти целостность и единство Церкви. Цель такового отделения - борьба против ереси, защита Православной веры и сохранение единства Православной Церкви, то есть самого Православия.
При этом, возможные наказания, наложенные проповедниками ереси на Православных, противодействующих ей, - недействительны и безосновательны, по учению Церкви, «с того времени, как они начали проповедовать свое нечестивое учение» (то есть ересь), как писал в своем послании к Константинопольскому клиру и народу святой Келестин, папа Римский, и утвердил III Вселенский Собор. Преподобный Иосиф Волоцкий так же учит, «что если еретик, даже будучи епископом, не благословит или проклянет кого-либо из Православных, то Божий суд не последует суду еретика».
Зачастую же основой единственно возможной борьбы Православных христиан с ересями становилось отделение от евхаристического общения с упорствующими еретиками прежде их Соборного осуждения. Именно так поступили преподобные Феодор Студит и Иосиф Волоцкий, а также святой Марк, митрополит Ефесский и многие другие святые. В подобных случаях так же нужно поступать каждому Православному, ибо борьба с возникающими ересями является наряду с нравственным совершенствованием необходимой задачей каждого Православного христианина - и священнослужителя, и мирянина.В подтверждение этого здесь уместно повторить наставления преподобного Иосифа Волоцкого: «Пусть для тебя всякий будет достойным, кроме того, кто учит ереси. Если же окажется еретиком, то постараемся не принимать от него ни учения, ни причастия, и не только не будем причащаться у него, но будем осуждать его и всеми силами обличать, чтобы не оказаться причастными к его гибели»32.
Дабы полностью оградить народ Божий от воздействия еретиков, Святые Отцы в Священных Канонах определили:
- не молиться с еретиками (Апост. 45, 65, Лаод. 33);
- не дозволять им присутствовать при священнодействии и молитвах верных (Тим. 9);
- не допускать закоренелым еретикам входить в дом Божий (Лаод. 6);
- не принимать от еретиков ни жертв (Апост. 46), ни праздничных даров (Лаод. 37), ни благословения (Лаод. 37);
- не праздновать с ними вместе (Лаод. 37);
- не сочетаться с ними браком, разве при обещании их перейти в Православную веру (IV 14, VI 72, Лаод. 10, 31);
- против неистовства еретиков просить помощи у Царей (Карф. 104).Итак, Православный христианин с того времени, как он узнал о ереси, должен:
а) покаяться в грехе ереси, принеся достойные плоды покаяния, если в разуме или в неразумии каким-нибудь образом принимал участие в ней;
б) обличить известных ему еретиков на основе Священного Писания и Священного Предания Православной Церкви в присутствии христиан, которых еретики пытаются ввести в заблуждение, дабы исправить первых, и предостеречь вторых;
в) в случае упорствования еретиков в ереси, согласно предписанию Апостола Павла: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит. 3, 10-11) и 15-му Правилу Святого Константинопольского Поместного Собора, глаголемого Двукратного, прервать евхаристическое общение с ними, в том числе с предстоятелем «ради некой ереси, осужденной святыми Соборами или Отцами, когда он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в Церкви». Причем, согласно этому Правилу, каждому Православному христианину дается право ограждать «себя от общения с глаголемым епископом прежде Соборного рассмотрения»;
г) сообщить о ереси и еретиках священнослужителю более высокого чина (своему настоятелю, епископу, предстоятелю);
д) наложить на еретиков определенные Священными Канонами прещения (обязанность священнослужителей более высокого чина);
е) всемерно добиваться Православного Собора для осуждения ереси и анафематствования еретиков;
ж) в случае уклонения всей Поместной Церкви в ересь или раскол найти канонически законного Православного епископа (или временно Православного священника) из какой-нибудь Православной юрисдикции для спасения под его омофором.
Необходимо осудить и предать анафеме экуменистическую ересь на Поместном Соборе, созыва которого добиваются все верные православные христиане.
Отредактировано Димитрий (2008-06-03 21:20:14)